Мнение эксперта

Проходим техосмотр по-новому: что изменилось?

  • 04 Апреля 2020
  • 1318
  • 0
  • 40
Мишунина Ольга

Россияне станут реже проходить ТО, фотофиксации пока не будет, штрафы для граждан переносятся на 2 года.


В этот четверг президент России Владимир Владимирович Путин подписал закон, изменяющий порядок прохождения обязательного техосмотра (ТО). Новые правила вводятся в связи с пандемией COVID-19. Документ уже вступил в силу.

Что изменилось?

Ранее планировалось, что в процессе ТО будут делаться фотографии, для водителей введут штрафы за езду без диагностической карты (2 тыс. руб.), а операторов ТО, выдающих фальшивые диагностические карты, будут штрафовать на сумму до 300 тыс. руб. Теперь все эти ужесточения переносятся — требования к фотофиксации заработают лишь 1 марта 2021 года (вместо 7 июня 2020 года), а штрафы для автовладельцев начнут действовать в марте 2022 года.

Кроме того, меняется периодичность прохождения ТО:

  • Легковушки, грузовики массой до 3,5 тонны, мотоциклы первые четыре года техосмотр проходить не будут (ранее эта категория не проверялась до трёх лет). Этот же транспорт возрастом с четырёх до десяти лет будет проходить ТО раз в два года, далее раз в год (ранее: от трёх до семи лет — раз в два года, далее раз в год).

  • Легковые такси, автобусы, грузовики массой от 3,5 тонны первые пять лет будут проверяться раз в год, далее — раз в полгода (ранее: легковые такси, автобусы независимо от возраста — раз в полгода, грузовики с массой больше 3,5 тонны — каждый год).

 

Проанализировать изменения мы попросили руководителя рабочей группы по техосмотру НП «Транспортный союз Северо-Запада» Александра Юрьевича Довгалюка.

Зачем это сделано?

По словам эксперта, власти перестраховались со временем начала реформы, чтобы быть уверенными в выполнении пунктами ТО всех новых требований. Люди станут реже проходить ТО, а операторы получат время на подготовку к реформе.

Понятно, что чем чаще будет проводиться ТО, тем меньше будет работы на отказ и аварийность, но без переноса реформы станции ТО могли бы не справиться. Дело в том, что после опубликования новых требований к материально-технической базе 5 тыс. имеющихся пунктов ТО смогут на одну треть, а, может, и наполовину не удовлетворить этим требованиям. Криптозащита, фотофиксация, программный продукт — на всё это нужны деньги.

Как это повлияет на водителей, на операторов ТО?

Довгалюк отметил, что все его коллеги считают, что отсрочка реформы техосмотра приведёт к тому, что наши «законопослушные» автомобилисты примут это к сведению и выписка диагностических карт без реального просмотра продолжится. Только-только россияне начали прислушиваться к СМИ, что вводится фотофиксация, что нужно приучать себя ездить на пункты ТО и по-настоящему проводить проверку авто, как вводятся эти изменения. Они приведут к тому, что волна покупок диагностических карт возобновится, как только период «коронавирусных выходных» закончится.

К тому же в поправках не решены основные вопросы по развитию ТО, такие как стоимость. Всё-таки цена этой услуги должна выводить операторов в «плюс», а не в «минус». Отсрочка будет расслаблять станции ТО — они не будут торопиться приводить своё оборудование в соответствие с новым законом, который теперь будет вводиться только через год. Это немного напрягает.

Повлияет ли это на аварийность на дорогах?

Любая отсрочка и послабления в этой сфере приведут к снижению контроля за техническим состоянием автомобилей. В 122-ФЗ, который надо было активно принимать, крайне полезным новшеством был надзор госавтоинспекции над ТО и, прежде всего, присутствие сотрудников ГИБДД при проверке автобусов. Это не стоило переносить, потому что было много громких аварий с автобусами, много человеческих жертв. Конечно, это не улучшит ситуацию с безопасностью дорожного движения.

Сейчас в связи с пандемией многие всё больше думают о здоровье, тем не менее, как отметил президент США Дональд Трамп, в результате ДТП происходит очень много смертей, даже больше чем от коронавируса. Поэтому важно следить за состоянием транспортных средств, особенно автобусов, контроль за ними всё же стоит усилить.

Справятся ли станции ТО к новому сроку начала реформы?

Три основные составляющие, которые будут мотивировать станции работать, это: увеличение стоимости ТО (она не менялась уже 8 лет), чёткое обозначение требований по материально-технической базе (нужно подробно указать какие нужны фотокамеры, какое ПО и т. д.) и разъяснение порядка аккредитации со стороны РСА. Будут ясны все требования — с 15 января пункты смогут подтверждать свою аккредитацию. Если все составляющие будут обеспечены — тогда мы будем готовы к 1 марта 2021 года.

Что сейчас происходит в сфере ТО в связи с коронавирусом?

Как и везде — затишье. Все находятся в самоизоляции, никто не выезжает. Пока нет чёткого ответа, могут ли операторы работать на этих «каникулах». Многие официальные станции техосмотра сейчас боятся работать, потому что опасаются штрафов. А пока люди не могут приехать на пункты ТО, включаются другие силы, которые продолжают печатать диагностические карты без проведения осмотра. Поэтому активность продаж карт без реального прохождения ТО сейчас увеличится. С одной стороны, здоровье важней, с другой — коррупция, конечно, усилится.


Понравилась ли Вам статья?

Нравится40
  • 04 Апреля 2020
  • 1318
  • 0
Мишунина Ольга