- Главная
- Новости
- Технологии
- Что будет, когда сервисы по заказу такси полностью захватят рынок?
Что будет, когда сервисы по заказу такси полностью захватят рынок?
- 10 Июня 2017
- 1028
- 0
Пока власти не знают что делать — агрегаторы вытесняют с рынка официальных перевозчиков.
Агрегаторы услуг такси изменили российский таксомоторный рынок. Безусловно, к их заслугам можно отнести снижение стоимости поездок, сокращение времени ожидания такси и упрощение самого процесса вызова машины. Благодаря онлайн-сервисам такси стало одним из популярных способов передвижения по городу. Учитывая растущую автомобилизацию, заторы на дорогах и сложности с парковкой — это плюс.
Однако и без минусов здесь тоже не обошлось. На портале tiap.ru мы неоднократно уже говорили о них. Агрегаторы находятся в более выигрышном положении, чем традиционные таксомоторные компании: они, как правило, не платят налоги, свободны от затрат на поддержание собственного автопарка, проведения предрейсовых осмотров водителей и технического обслуживания машин, и поэтому могут предлагать более низкие цены.
Получается, что такие фирмы, не неся расходов, связанных с обслуживанием пассажиров, диктуют цены официальным таксопаркам. При этом агрегаторы настаивают на том, что они оказывают исключительно информационные услуги, в отличие от таксопарков полного цикла и, соответственно, не несут никакой ответственности за безопасность и качество перевозки пассажиров. Но при этом компании, предоставляющие, казалось бы, разные услуги всё же конкурируют между собой. Печальнее всего, что зачастую организации, оказывающие реальные услуги в этой борьбе проигрывают.
Сервисы по заказу такси уже заняли доминирующее положение в крупных городах. Сейчас они продолжают географическую экспансию, выходя на рынки городов с населением 500 тыс. человек, городов-миллионеров. И там им совсем не рады. Например, в Иркутске официальные перевозчики уже не выдерживают натиска сетевых компаний и один за другим прекращают свою работу, а их место занимают нелегальные таксисты. Службы такси с собственным автопарком не могут тягаться с мобильными сервисами, предлагающими значительно более низкие цены. А потребитель, как известно, голосует рублём.
При этом агрегаторы настроены довольно серьёзно: для работы в регионах они уже ввели фиксированные тарифы — это наиболее удобно для небольших городов. Сейчас настал тот момент, когда они поняли, что изначально недооценили потенциал регионального рынка, а теперь старательно навёрстывают упущенное. На первый взгляд, это положительный момент для потребителя — даже в небольшие города приходит современное, быстрое и недорого такси. Однако масштабный захват рынка, скорее всего, заставит исчезнуть часть официальных перевозчиков, а на место квалифицированных водителей на проверенных автомобилях придут обычные «бомбилы» на «убитых» машинах с поддельными путевыми листами и без разрешения на перевозки. Цены буду увеличиваться, что является результатом появления любой монополии. Такие изменения неизбежно повлияют на безопасность и качество перевозок — тогда уже пострадает и потребитель.
Безусловно, необходимость госрегулирования деятельности агрегаторов услуг такси назрела. Большие надежды сейчас возлагаются на рассмотренный в Госдуме в I чтении законопроект «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Этот документ впервые в законодательстве РФ даёт определение таким понятиям, как «диспетчерские, операторские и иные службы заказа». В поправках Правительства ко II чтению в законопроект вводится требование, обязывающее агрегаторов услуг такси проводить мониторинг наличия разрешений на таксомоторные перевозки у исполнителей заказов, а также вести журнал регистрации принятого фрахтовщиком заказа. Помимо этого, документом предлагается ввести административную ответственность, вплоть до дисквалификации должностных лиц компаний-агрегаторов за передачу заявок от пассажиров нелегальным перевозчикам. II чтение законопроекта намечено на осеннюю сессию.
Решит ли все озвученные проблемы этот документ? Вряд ли. Изменить ситуацию с ценовым демпингом, отсутствием ответственности за качество оказанной услуги, формальным прохождением медосмотра и техосмотра ему вряд ли удастся.
Получается у властей пока нет чёткого видения как сделать рынок такси честным, а поездки безопасными? Однако у агрегаторов уже есть стратегия своего развития и, к сожалению для официальных таксомоторных компаний, она включает дальнейший захват рынка. А что же будет, когда сервисы по заказу такси окончательно захватят рынок? Будут ли существовать службы такси полного цикла или останутся лишь частные водители?
Понравилась ли Вам статья?