Происшествия
28 Июля
902

Поездка инвалида-колясочника в автобусе: теория и практика

Какие автобусы предназначены для людей, передвигающихся на инвалидных колясках? С какими сложностями в пути сталкиваются инвалиды-колясочники?

Поездка инвалида-колясочника в автобусе: теория и практика

В 2008-м году наша страна подписала, а в 2012-м ратифицировала Конвенцию ООН по правам инвалидов. Ее главная идея – полное и эффективное вовлечение и включение инвалидов в общество, что подразумевает ликвидацию барьеров – как физических, так и психологических. Меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в том числе свободного пользования всеми видами пассажирского транспорта в России закреплены законом №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Автобусы, в которых созданы специальные условия для перевозки инвалидов-колясочников, стали поставляться в автобусные парки российских городов около пяти лет назад. Они обладают более низким полом и широкими дверными проемами, не имеют ступенек и разделения дверей поручнем, в них организованы специальные места для инвалидов и выдвижные пандусы. В столице такие автобусы составляют уже около 80% автопарка, в других городах низкопольных автобусов пока существенно меньше.

В теории процесс транспортного обслуживания инвалида в нашей стране выглядит следующим образом: низкопольный автобус должен остановиться как можно ближе к тротуару, чтобы пол автобуса был с ним на одном уровне. Увидев на остановке человека в инвалидной коляске (или услышав звуковой сигнал после нажатия инвалидом специальной кнопки рядом с дверью автобуса), водитель должен выйти, откинуть пандус (аппарель) и помочь пассажиру заехать в салон автобуса, а по окончании поездки – выехать из него. Водитель такого автобуса должен знать порядок своих действий из специального инструктажа, который обязана с ним провести организация-перевозчик.

Но на практике (особенно первое время) не все водители знали о своих обязанностях в ситуации с перевозкой инвалидов. Повседневный опыт инвалидов показывает, что водители нередко отказываются выдвигать аппарели (пандусы), ссылаясь на их плачевное состояние, и инвалидам-колясочникам приходится пользоваться помощью окружающих, чтобы забраться в салон автобуса, а при выходе куда хуже – «выпрыгивать» из автобуса, рискуя своим здоровьем и исправностью своих дорогостоящих колясок.

Сейчас, после введения поправки в вышеупомянутый закон (по которой должностные и юридические лица подлежат взысканию административных штрафов за необеспечение инвалидам беспрепятственного пользования пассажирским транспортом), ситуация улучшилась – все больше водителей знают о своих обязанностях и стараются их выполнять.

В реестре «Доступная среда» Департамента социальной защиты населения Москвы (по состоянию на январь 2015 года) приведены данные о том, что для инвалидов-колясочников в столице полностью адаптировано 72% остановок общественного транспорта. К сожалению, другие города страны не могут похвастаться такими достижениями. Является ли городская среда (в том числе пассажирский транспорт) в различных регионах России действительно безбарьерной, отслеживают общественные организации инвалидов. Они периодически устраивают проверки доступности автобусов для инвалидов-колясочников, привлекая журналистов к публикации результатов. По их оценкам, большинство остановочных пунктов не дает возможности инвалиду перемещаться на коляске и садиться в транспортное средство без посторонней помощи. В салоне ряда автобусов, по их мнению, организовано недостаточно места для колясок.

Мы редко встречаем инвалидов-колясочников в общественном транспорте, но причина этого не только в недостаточной приспособленности для них транспортных средств и остановок. Проблема гораздо шире. По данным общественной организации «Союз добровольцев России», лишь 53% объектов социальной инфраструктуры приспособлены для людей, передвигающихся на инвалидных колясках. Более того, из числа формально оборудованных для инвалидов объектов большая доля (61%) на практике имеет различные недостатки, препятствующие их использованию в реальности (а не только упоминанию в отчете). Даже официальные строительные нормы в России еще не пересмотрены с учетом потребностей инвалидов-колясочников. Например, высота бордюров на пересечении тротуаров с проезжей частью дороги по действующим нормам должна быть не выше 4 см, хотя для заезда инвалидов-колясочников комфортна высота 1 см. Существенным упущением является и то, что инвалиды редко привлекаются к разработке и введению в эксплуатацию элементов городской инфраструктуры, призванных помогать им в повседневной жизни.

Основными проблемами в инфраструктуре российских городов для человека в инвалидной коляске остаются: повышенный уклон улиц, высокие бордюры тротуаров, в том числе на парковках для инвалидов, узкие дверные проемы в объектах социальной инфраструктуры и жилых домах.

Есть ли в мире страны, которые могли бы гордиться успехами в создании безбарьерной среды для инвалидов? Есть. Инвалиды в США чувствуют себя полноценной частью общества за счет максимально возможной адаптации и больших городов, и даже маленьких поселков. В Великобритании на дорогах городов очень редко можно встретить подземные переходы. Причина тому – забота об инвалидах: для их передвижения лучше подходят наземные пешеходные переходы, которых в этой стране – великое множество. Во многих развитых странах платформы для подъема в автобус человека на инвалидном кресле работают автоматически, без участия водителя. Безусловно, России есть на кого равняться в сфере заботы о маломобильных группах населения.

Комментарии

наша рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте только самые важные новости на почту