Происшествия
08 Августа
471

Таксист ударил пассажира: чем подобные случаи заканчиваются на практике?

Пассажир невольно повредил имущество перевозчика – испачкал салон автомобиля. Как корректно должна разрешиться эта неприятная ситуация? Даем памятку и водителю, и пассажиру. Чем подобные случаи заканчиваются на практике? За что и как может ответить водитель в конкретной рассмотренной ситуации?

Таксист ударил пассажира: чем подобные случаи заканчиваются на практике?

Водитель, сотрудничающий с одной из диспетчерских служб заказа такси Петербурга, подозревается в совершении противоправных действий: нанесении побоев пассажирке. Инцидент произошел 4 августа 2016 года. Женщина ехала с 2-хлетним ребенком в такси. В пути ребенка укачало. По словам потерпевшей, таксист отказался ехать медленнее, и ребенка вырвало в салоне. После этого водитель потерял самообладание: стал кричать на мать с ребенком, а затем, не доехав до пункта назначения, остановил машину и высадил их. При этом он вышел из машины и в присутствии прохожих ударил взрослую пассажирку, вернулся за руль и уехал. Потерпевшая позвонила в диспетчерскую службу, там ей рекомендовали сообщить о случившемся специалистам отдела контроля качества. Затем женщина отправилась в отделение полиции, оттуда – в травмпункт для снятия побоев. В данный момент по заявлению потерпевшей проводится доследственная проверка. Женщина надеется, что результатом расследования и суда будет привлечение водителя к ответственности.

Несомненно, в описанной ситуации действия водителя были не только некорректными, но противоправными. Хотя поводом для инцидента была ситуация не такая уж редкая при перевозках пассажиров с детьми или животными: и тех, и других в машине быстро укачивает. Как следовало поступить водителю (конечно, при условии, что у него устойчивая психика и нормальный культурный уровень), чтобы не доводить дело не только до суда, но даже и до конфликта? Опереться на знание «Правил перевозок пассажиров и багажа» [1] и решить проблему без финансовых и репутационных потерь.

Итак, салон автомобиля, пусть и неумышленно, испачкан пассажиром. Очевидно, потребуется чистка салона (скорее всего, частичная), следовательно – расходование денег и времени.

По закону, водитель от имени своей организации обязан оформить акт общей формы, в котором описывается специфика повреждения/загрязнения имущества [2]. Документ должен оформляться в присутствии свидетелей («Мы, нижеподписавшиеся, составили настоящий акт в том, что…»). Если в таксомоторной компании разработан прейскурант, соотносящийся с расценками фирмы-исполнителя услуг по чистке автомобилей, размер компенсации может быть установлен сразу, как только будет визуально определен объем загрязнения (например, загрязнено заднее сиденье автомобиля). Следовательно, и необходимая сумма может быть выплачена пассажиром на месте, а факт оплаты подтвержден оформлением квитанции.

Но в данном случае фрахтовщиком (перевозчиком) была диспетчерская служба вызова такси, привлекающая к выполнению заказов не только индивидуальных предпринимателей с разрешением на оказание услуг таксомоторных перевозок, но и частных автомобилистов, не имеющих разрешения. Индивидуальный предприниматель имеет все основания действовать так, как и водитель, нанятый таксомоторной компанией. Он работает на законных основаниях. Но если водитель – частное лицо, не в его интересах предлагать пассажиру составление акта повреждения/загрязнения имущества: акт зафиксирует факт оказания услуги таксомоторной перевозки пассажиру и станет свидетельством противоправной деятельности водителя (незаконное предпринимательство), пусть даже нынешнее налоговое законодательство и не предусматривает наказания за это физическому лицу.

В случае, послужившем поводом к написанию статьи, загрязнение салона привело не просто к словесной перепалке, конфликт закончился нанесением водителем побоев пассажиру. Возможно, эти побои даже повлекли за собой легкие телесные повреждения (следствию еще предстоит квалифицировать эти действия). Что должен делать пассажир, попавший в аналогичную ситуацию?

Необходимо обратиться в полицию с заявлением, в котором нужно подробно описать обстоятельства произошедшего и указать свидетелей. После этого следует обратиться в больницу, где врачом будут зафиксированы следы побоев (телесные повреждения), их характер и тяжесть. Для снятия побоев можно обратиться в травмпункт или в бюро судебно-медицинской экспертизы. Если пассажир имеет намерение обратиться в суд, то необходимо прибегнуть к помощи именно бюро судмедэкспертизы (услуга платная): травматологический пункт не выдает на руки справку о снятии побоев (а самостоятельно передает информацию в полицию, если налицо последствия насилия), и заключение судмедэксперты дают, как правило, более подробное. Суд, в который дело будет передано после расследования, может квалифицировать совершенное преступление по ст. 116 Уголовного Кодекса РФ («нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115») или по ст. 115 («умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности»). Амплитуда наказания, которое может определить суд, – от денежного штрафа до лишения свободы. [3].

Помимо обращения в полицию и суд, потерпевший пассажир имеет право обратиться с жалобой в адрес организации-перевозчика. В таксомоторной компании должно быть проведено служебное расследование по жалобе, его результаты должны быть доведены до сведения подателя жалобы. Но гарантировать, что эти же действия проделает диспетчерская служба заказа такси – по сути, информационно-посредническая организация между пассажиром и водителем, никто не может.


Комментарии

наша рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте только самые важные новости на почту