Экономика

Цвет такси: экономика и санкции. Кто платит за единый цвет такси?

  • 08 Августа 2016
  • 5192
  • 0
  • 40
Юридическая служба ТИАП.РУ

На территории многих регионов России законодательно введены единые цвета окраски кузова такси. Какие затраты несут в связи с этим перевозчики? Предусмотрены ли в законах штрафы для нарушителей? И кто на самом деле платит за единый цвет такси?

Во многих субъектах Российской Федерации принятые в последние годы региональные законы о такси определяют единый цвет окраски кузова таксомотора. По мнению чиновников и законодателей, единый цвет помогает выделять таксомоторы из общего транспортного потока, отсеивать недобросовестных перевозчиков и способствует обеспечению безопасности поездки. Цвета окраски кузова такси в разных регионах отличаются, а в некоторых – допустимых цветов даже несколько. Неудивительно, что наиболее популярен цвет, который у многих потребителей ассоциируется именно с такси – жёлтый (этот стереотип отразился даже в названии одной из автокрасок – «Желтое такси» (код 200) [1]. Также для идентификации машин такси в регионах используются оттенки белого, чёрного, серого (серебристого) и бежевого. Есть перевозчики, которые недовольны таким нововведением, и их претензии имеют под собой экономическую основу.

При выполнении требований региональных законов перевозчики, конечно же, несут существенные денежные затраты. Но расходуют они еще и другие, нематериальные, ресурсы: тратят время и организационные усилия на то, чтобы перекрасить автомобиль и заново зарегистрировать цвет его кузова в органах ГИБДД. Средняя цена полной окраски легковой машины по России – от 35 до 70 тыс. руб. (в зависимости от марки автомобиля). Существует недорогая альтернатива перекрашиванию кузова – оклейка виниловой пленкой (от 10 тыс. руб.), однако, по словам перевозчиков, из-за частого мытья машины (обязательного для такси) такое покрытие изнашивается уже через несколько месяцев. Необходимо также оплатить переоформление документов – еще 500-800 рублей. Покраска (оклейка) и перерегистрация автомобиля приводят к отсутствию автомобиля на линии в течение нескольких дней. Конечно, предприниматель или предприятие может постараться плавно произвести все эти действия и затраты, так как региональные законы не требуют привести автомобили в соответствие с требованиями по цвету за считанные дни. Перевозчик может перейти на нужный цвет, постепенно перекрашивая существующие машины, для которых приходит срок переоформлять разрешение на оказание таксомоторных услуг, и закупая новые (уже требуемого цвета). Хотя если в регионе, где зарегистрирован предприниматель, требуемым цветом такси является жёлтый, то перекраски даже новой машины практически не избежать – жёлтые автомобили редко присутствуют в серийном выпуске. Можно понять и негодование таксомоторных компаний, некогда специально перекрасивших автомобили в фирменный цвет (например, «женское» такси с фирменным розовым цветом кузова). Также сложно представить в жёлтом или другом «несолидном» цвете дорогие автомобили бизнес-класса. Тем не менее, dura lex sed lex («суров закон, но закон» – с лат. яз.)

В отношении затрат на соблюдение требований регионального законодательства московским таксистам повезло больше остальных: в столице действует программа субсидирования части стоимости новых машин, приобретенных в лизинг или кредит. Такая программа, с одной стороны, снижает затраты перевозчиков, с другой – мотивирует их к увеличению в таксопарке новых машин регламентированного (жёлтого) цвета.

Кто и как будет определять соответствие фактического цвета такси законному требованию? Характеристика цвета кузова (на основе кода цвета от производителя) вносится в техпаспорт сотрудниками ГИБДД при регистрации автомобиля. А что касается привлечения к ответственности за нарушение установленной цветности кузова такси, Федеральный закон о такси отдает эту обязанность в руки исполнительных органов власти регионального уровня [1]. В большинстве субъектов Федерации, где введен единый цвет такси, санкции за нарушение цветности кузова не предусмотрены. Но так не везде. К примеру, в Пермском крае нарушивший закон водитель заплатит штраф в размере от 1 тыс. до 4 тыс. руб., должностное лицо – от 4 до10 тыс. руб., юридическое лицо – от 10 до 20 тыс. руб. В пермском законе сделана оговорка, что требование иметь определенное цветовое покрытие наружной поверхности кузова распространяется только на такси, получившее разрешение на оказание транспортных услуг после 1 мая 2013 года [2]. В Республике Бурятия несоблюдение требований закона к цветовой гамме кузова наказывается применением штрафных санкций: к водителю – 3 тыс. руб., к должностному лицу – 10 тыс. руб., к юридическому лицу– 50 тыс. руб. [3].

Пока сложно судить о влиянии введения обязательных цветов автомобиля на таксомоторную отрасль в целом. Снизит ли оно количество ДТП с участием такси или только ускорит рост цен на таксомоторные услуги? Одно уже можно сказать наверняка: в условиях экономического кризиса и резкого усиления конкуренции со стороны фирм-агрегаторов затраты на введение единого цвета, скорее всего, лягут на плечи пассажиров.

Источники:
  1. www.colorscheme.ru

Понравилась ли Вам статья?

Нравится40
  • 08 Августа 2016
  • 5192
  • 0
Юридическая служба ТИАП.РУ