Экономика

Лицензирование — не панацея?

  • 02 Ноября 2018
  • 1653
  • 0
  • 10
Ермакова Ольга

Способна ли реформа в автобусной сфере усилить безопасность перевозок?

31 октября Президент РФ подписал закон, который возвращает ранее отменённое лицензирование автобусных перевозок. До принятия закона лицензировались только регулярные перевозки автобусами, теперь же получать лицензии придётся и компаниям, которые осуществляют заказные автобусные перевозки (включая детские), а также автобусные перевозки для собственных нужд.

 

КАКОВЫ ЦЕЛИ?

Реализация закона призвана усилить безопасность на тех видах перевозок, которые ранее не лицензировались. К усилению контроля за перевозчиками решено вернуться после ряда резонансных ДТП с участием заказных автобусов. Кроме того, нововведение должно прекратить деятельность организаций по осуществлению перевозок по регулярным маршрутам под видом заказных.

 

ЧТО ЭТО МЕНЯЕТ В РЕАЛЬНОСТИ?

Эксперты отрасли утверждают, что качественных изменений ждать не стоит. Почему? Дело в том, что свод требований, которые перевозчикам придётся соблюдать, не изменится. Правда, санкции будут более серьёзными.

Председатель правления Союза Ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей «Регионы» Олег Гаврилович Куксов так комментирует ситуацию: 

«Введение лицензирования ни на что не повлияет. Единственное, что сейчас появится — это возможность отзыва или приостановки лицензии. Конечно, это стимул для того, чтобы перевозчик ещё больше следил за выполнением правил перевозок, за выполнением правил транспортной безопасности, безопасности дорожного движения. Но это не даёт никаких дополнительных возможностей для обеспечения легальности перевозок. Это даёт лишь возможности для наказания».

Олег Гаврилович отмечает, что, так как требования к безопасности перевозок остаются прежними, «они будут соблюдаться теми людьми, которыми они соблюдались, и не будут соблюдаться теми, которые их и так игнорировали». Иными словами, новый закон вряд ли доставит лишние сложности недобросовестным перевозчикам.


ДЛЯ ЛЕГАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ — ЭТО НЕПОМЕРНАЯ НАГРУЗКА

По словам Куксова, в период отсутствия лицензий (с 2011 года) появились дополнительные требования, которые усиливали контроль работы перевозчика. Они как раз и компенсировали функции, выполняемые лицензированием.

«Например, для заказных перевозчиков появилась необходимость иметь договор фрахтования. Но если есть лицензия, то это уже становится чрезмерной мерой, это необходимо отменять. Аналогичная ситуация в детских перевозках: в случае если заказной перевозчик имеет лицензию, то отпадает необходимость в такой сложной процедуре согласования перевозки детей. Её нужно упрощать», — отмечает Олег Гаврилович.

Председатель «Ассоциации перевозчиков пассажиров» Василий Геннадьевич Киселёв также не верит в то, что нелегальный сектор бизнеса прекратит своё существование с вводом лицензирования.

«Все те организации, которые занимались нелегальными перевозками тогда (до ввода лицензирования — ред.) совершенно спокойно выполняли эти перевозки под прикрытием лицензий, договоров с муниципальными структурами и т. д. Нелегальные перевозки выполняются только там и только тогда, когда есть какой-то смысл в соревновании с официальным перевозчиком. Либо этого официального перевозчика там нет, либо его там мало, либо идёт жёсткая конкуренция. Но чаще всего организации занимаются деятельностью только тогда, когда от неё есть серьёзная прибыль, учитывая тот факт, что официального перевозчика с этих направлений или маршрутов не вывести», — пояснил Киселёв.


ЧТО БУДЕТ С ЦЕНАМИ?

Руководитель «Ассоциации перевозчиков пассажиров» сомневается, что ввод лицензирования способен повлиять на стоимость перевозок. В качестве примера он рассказал о ситуации, которая сложилась на рынке организованных перевозок детей: «Ввели многочисленное количество требований по отношению к детским перевозкам, и они упали в разы. Если до этого момента в Санкт-Петербурге было свыше сотни предприятий, нацеленных именно на детские перевозки, то сейчас официальных перевозчиков только два. И нельзя сказать, что они, как монополисты «навариваются» на этом».

Лицензирование — не панацея.jpg

Василий Геннадьевич рассказал, что из-за введённой ответственности для организаторов детских поездок (учителей, родителей) люди попросту боятся заказывать автобусные перевозки — выбирают другой транспорт или отказываются от выезда. Соответственно, и объём транспортной работы упал в разы, а цена при этом осталась вменяемой, потому что доходы населения весьма ограничены.

 

ПОЕЗДКИ СТАНУТ БЕЗОПАСНЕЕ?

Эксперты считают, что на безопасность пассажирских перевозок введение лицензирования вряд ли повлияет. Василий Геннадьевич Киселёв вообще назвал проблему высокой аварийности на автобусном транспорте надуманной, потому что шумиха вокруг этого вопроса строится на количестве пострадавших, а не на числе ДТП, которые произошли именно по вине водителя автобуса.

Обратившись к статистике ГИБДД по ДТП, мы можем видеть, что за прошлый год произошло 169432 дорожные аварии, из них с участием автобусов произошло 5608 аварий, что составляет лишь 3,3% из их общего числа. Василий Геннадьевич обращает внимание на то, что в этих процентах более 60% ДТП произошли не по вине водителей автобусов, около 20% — по обоюдной вине участников аварии, и только 20% являются виной водителя автобуса. «Откуда такой вал негодования по этому поводу?», — недоумевает эксперт.


Понравилась ли Вам статья?

Нравится10
  • 02 Ноября 2018
  • 1653
  • 0
Ермакова Ольга