К концу следующего года тарифный коридор обязательного автострахования может вырасти на 70 процентов.
Система расчёта стоимости полиса «автогражданки» может измениться. Это предусматривает правительственный законопроект, который Госдума планирует рассмотреть осенью. Согласно документу, с 1 января 2020 года предполагается отменить территориальный коэффициент, а с 1 октября того же года — коэффициент мощности двигателя легкового автомобиля. Взамен страховщики получат возможность опять увеличить тарифный коридор сначала на 40, а потом ещё на 30 процентов, а также устанавливать собственные коэффициенты для своих клиентов.
С 9 января 2019 года вступили в силу нормативные акты Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор по обязательной «автогражданке» был расширен на 20 процентов вверх и вниз. Кроме того, был реформирован коэффициент «возраст-стаж» — вместо четырёх градаций возраста и стажа он теперь содержит 58 степеней, благодаря чему опытные водители получили дополнительные скидки. Так, самая большая — семь процентов — устанавливается для автомобилистов в возрасте от 59 лет и со стажем от шести лет. Для молодых водителей со стажем менее трёх лет тариф был, наоборот, повышен.
Также изменения коснулись коэффициента бонус-малус (КБМ), который рассчитывается в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения. Сейчас при наличии нескольких КБМ за автовладельцем, например если он совершил перерыв в вождении, закрепляется один — самый низкий, и он больше не «сгорает». Как было заявлено, это стало первым этапом перехода к более справедливому индивидуальному определению стоимости полиса ОСАГО для автомобилистов.
Новым законопроектом одновременно с отменой коэффициентов по мощности и территории предполагается дать страховщикам право назначать базовый тариф с отклонением вверх и вниз от границ установленного регулятором тарифного коридора на 40 процентов, а затем ещё на 30 (сейчас тарифный коридор установлен ЦБ в размере 2746-4942 рубля).
Помимо этого, планируется с 1 января 2020 года повысить лимит страховой выплаты за вред жизни и здоровью в ОСАГО с нынешних 500 тысяч рублей до двух миллионов рублей, аналогично той компенсации, которая уже сейчас положена, в частности, пассажирам автобусов.
Также документ предполагает введение новых повышающих коэффициентов за злостные нарушения правил дорожного движения, а кроме того, возможность для страховых компаний устанавливать собственные коэффициенты для своих клиентов, ориентируясь на историю их нарушений и характеристики вождения. Для этого владельцам машин предложат установить внутри специальное телематическое устройство, фиксирующее манеру езды водителя.
Как ранее рассказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, несправедливые коэффициенты по мощности двигателя и по территории следовало отменить уже давно, так как они не связаны с частотой страховых случаев. В этом законодатель согласен с разработчиками документа. Однако автовладельцам не удастся сэкономить на стоимости ОСАГО, убеждён депутат, так как взамен страховщики получат возможность вновь расширить тарифный коридор и поднять цены на полисы.
Когда страховщики говорят о либерализации системы ОСАГО, они вовсе не имеют в виду свободный рынок. Как он может быть свободным, если первая буква в аббревиатуре системы означает «обязательное».
По мнению федерального эксперта по вопросам страхования и защиты прав автомобилистов Сергея Кузина, деятельность страховщиков абсолютно не прозрачна, что позволяет им рисовать себе любые убытки, повышая расходные статьи в бюджетах и тем самым мотивируя очередное повышение тарифов.
«Когда страховщики говорят о либерализации системы ОСАГО, они вовсе не имеют в виду свободный рынок, — пояснил он. — Как он может быть свободным, если первая буква в аббревиатуре системы означает «обязательное». Торговец на рынке не станет продавать, скажем, арбуз по 100 рублей за килограмм, потому что его никто не станет покупать. Но если россиян обяжут в месяц покупать по арбузу, то продавцы могут делать всё, что вздумается».
По мнению эксперта, расширение тарифного коридора вверх и вниз на самом деле предоставляет дополнительные возможности для «пылесосов рынка». Это мелкие страховые компании, которые изначально настроены на то, чтобы собрать большое количество взносов с помощью максимально заниженной цены на полисы ОСАГО, а затем обанкротиться, выведя деньги в офшоры.
«Компенсации пострадавшим выплатит Российский союз автостраховщиков (РСА) из своего резервного фонда, но формируется-то он из премий, полученных с автовладельцев», — отмечает Сергей Кузин.
Он напомнил, что целью реформы является расчёт индивидуальной цены ОСАГО для каждого водителя в зависимости от степени риска, который он представляет на дороге. Сейчас лихачи и аккуратные водители платят за полис одинаково. В связи с этим законопроект разрешает страховщикам применять свои коэффициенты для клиентов, установивших в авто специальные телематические устройства. Но насколько это отвечает интересам автовладельцев?
«Во-первых, не существует официальных нормативов для дополнительных коэффициентов, — пояснил эксперт. — Кроме того, страховая компания получает информацию, причём очень широкого спектра — как вы ездите, куда и когда, но вы не знаете, как она распорядится этими данными. А станет ли дешевле от этого полис, никто не знает».
До 6 сентября ответственный по законопроекту Комитет Госдумы по финрынку принимает отзывы и предложения по документу. Как рассказал «Парламентской газете» глава комитета Анатолий Аксаков, реформирование системы ОСАГО вызвано необходимостью перехода на более справедливые тарифы, чтобы добропорядочный водитель платил меньше.
«Могу сказать, что мы внимательно посмотрим и изучим все моменты, вызывающие опасения у экспертов, — отметил Анатолий Аксаков. — Поскольку законопроект необходимо принимать уже этой осенью, наше решение должно быть взвешенным».
Понравилась ли Вам статья?