- Главная
- Новости
- Мнение эксперта
- Мнение: три проблемы системы логистики
Чего не хватает логистическим системам и как можно исправить ситуацию?
Логистика в широком смысле слова - относительно молодая отрасль. Именно поэтому в ней до сих пор существуют нерешенные проблемы, которые мешают нормальной работе.
Первая (и самая серьезная) проблема отрасли - монополия владельца инфраструктуры общего пользования и крупнейшего перевозчика российской сети железных дорог. К сожалению, он искусственно создает дефицит подвижного состава. Суть в том, что компания сознательно не дает согласия на погрузку в вагоны, принадлежащие сторонним собственникам. Но проблема усугубляется тем, что сегодня у монополиста полностью отсутствует собственный подвижной состав, он заключает договоры с другими собственниками. И если вагоны этих собственников где-то задержались и не прибыли вовремя на станцию назначения, то груз тоже оказывается заблокированным. При этом на станции в тот момент вполне могут находиться порожние вагоны. Возникает странная ситуация: есть груз, есть порожние вагоны, но нет возможности их использовать. Максимум, что можно сделать в этой ситуации, - перевезти груз автотранспортом на другую станцию и перегрузить его в вагоны уже там. Но нужно понимать, что на это требуются и дополнительное время, и дополнительные финансовые затраты. Логистические компании подают заявки, пишут письма начальнику станции, в отделение дороги и в ЦФТО - все безрезультатно. Пока не будет паритетного отношения ко всем участникам перевозочного процесса, будут существовать связанные с этим сложности.
Вторая, весьма ощутимая проблема логистики - недостаток квалифицированных кадров. Их не хватает по одной простой причине: учебные заведения не выпускают профессионалов нужного уровня. Даже те вузы и колледжи, в которых есть специальность "логистика", не дают достаточной базы знаний, чтобы человек мог прийти в логистическую отрасль и работать с полной отдачей. Некоторые из выпускников при наличии диплома не знают, как заполнять транспортные документы, и не разбираются в специализированных нормативных документах.
Чтобы решить эту проблему, многие логистические компании предпочитают брать сотрудников вообще без профильного образования и без опыта работы и обучать их уже на практических ситуациях. Например, если компания работает с различным подвижным составом и любыми грузами, то и ее сотрудники быстро становятся специалистами широкого профиля. Тем не менее в масштабах страны такого обучения недостаточно. Необходимо повышать качество образования с учетом особенностей отрасли, и в этом могли бы помочь практикующие экспедиторы, взяв на себя роль консультантов для вузов.
Третья проблема - несогласованность некоторых законодательных актов. Даже когда государство пытается помочь, помощь эта не всегда оказывается продуманной до конца. Относительно недавно правительство приняло постановление, упрощающее некоторые таможенные процедуры на припортовых станциях. К сожалению, это постановление касается исключительно контейнерных перевозок, которые и так проходили без особых сложностей. На универсальный подвижной состав этот документ не распространяется.
Татьяна Патужная (сооснователь логистической компании SIGMA)
Понравилась ли Вам статья?