Проекты НПА

О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации

В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Реализация полномочий, установленных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанной Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от №

Изменения, которые вносятся в акты правительства Российской Федерации

1. Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 № 412 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 19, ст. 2435), дополнить пунктом 5(1) следующего содержания:

«5(1). Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет государственный надзор с применением риск-ориентированного подхода.»;

дополнить пунктами 12 - 21 следующего содержания:

«12. В целях применения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного надзора деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к определенной категории риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска согласно приложению.

13. Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска осуществляется:

а) решением руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - при отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории чрезвычайно высокого риска;

б) решениями руководителей территориальных органов Роспотребнадзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, - при отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям высокого и значительного риска;

в) решениями должностных лиц по месту нахождения юридического лица и индивидуального предпринимателя, определенных руководителями территориальных органов Роспотребнадзора, - при отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям среднего и умеренного риска.

14. В случае пересмотра указанного в пункте 13 настоящего Положения решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории риска, решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к соответствующей категории риска.

Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории риска, с направлением указанного решения, документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к соответствующей категории риска.

При отсутствии решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей считается отнесенной к категории низкого риска.

15. Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в календарном году;

для категории высокого риска - один раз в 2 года;

для категории значительного риска - один раз в 3 года;

для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 4 года;

для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

16. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ведет перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельности которых присвоены категории риска (далее - перечни). Включение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в перечни осуществляется на основе решений уполномоченных должностных лиц об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к соответствующим категориям риска.

17. Перечни содержат следующую информацию:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, деятельности которых присвоена категория риска;

б) основной государственный регистрационный номер;

в) индивидуальный номер налогоплательщика;

г) место нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

д) реквизиты решения о присвоении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории риска.

18. На официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация из перечней юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, деятельности которых присвоены указанные категории риска;

б) основной государственный регистрационный номер;

в) индивидуальный номер налогоплательщика;

г) место осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

д) категория риска и дата принятия решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории риска.

19. Размещение информации, указанной в пункте 18 настоящего Положения, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

20. По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предоставляет им информацию о присвоенной их деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности к определенной категории риска.

21. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе подать в установленном порядке в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявление об изменении присвоенной ранее их деятельности категории риска.»;

дополнить приложением следующего содержания:

«Приложение
к Положению о федеральном государственном
надзоре в области защиты прав потребителей

Критерии отнесения объектов государственного надзора к категориям риска

I. Критерии тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в области защиты прав потребителей, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей

1. Тяжесть потенциальных негативных последствий определяется вредом, причиненным жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), в денежном выражении, и масштабом данного вреда.

2. Денежное выражение вреда оценивается по суммам возмещений, присужденных судами в пользу потребителей разных видов товаров (работ и услуг).

3. Показатель потенциального риска причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя определяется как произведение следующих величин:

– частоты нарушений, выявленных в результате плановых и внеплановых проверок по отдельным статьям Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

– количества исков, удовлетворенных судом, приходящихся на одно выявленное нарушение;

– денежного выражения одного случая вреда, принятого судом (суммарно морального вреда, вреда жизни и здоровью потребителя и вреда имуществу);

– коэффициента масштаба, дифференцирующего риск для хозяйствующих субъектов, относящихся к микро, малым, средним и крупным предприятиям.

3.1. Частота нарушений, выявленных в результате плановых и внеплановых проверок для хозяйствующих субъектов, установлена для каждого вида деятельности как 95% персентиль регионального распределения частоты нарушений, выявленных в результате плановых и внеплановых проверок Роспотребнадзора.

3.2. Количество исков, удовлетворенных судом, приходящихся на одно выявленное нарушение, определяется по результатам анализа зависимостей между количеством исков, удовлетворенных судом и числом нарушений статей закона о защите прав потребителей. Устанавливается отдельно для каждого вида деятельности.

3.3. Денежное выражение одного случая материального и морального вреда, признанного и удовлетворенного судом, определяется как отношение суммы присужденных денежных средств в пользу потребителей к числу исков, удовлетворенных судом для каждого вида деятельности.

В качестве параметра «тяжести» случая вреда принят 95%-ный персентиль регионального распределения сумм средств, присужденных судами в пользу потребителей (на 1 случай причинения вреда).

3.4. Коэффициент масштаба, дифференцирующего риск для хозяйствующих субъектов, относящихся к микро, малым, средним и крупным предприятиям, определяется исходя из пропорции между числом указанных предприятий и размером годовой выручки (до 60 млн. руб. для микропредприятий; до 400 млн. руб. для малых предприятий, до 1000 млн. руб. для средних предприятий, более 1000 млн. руб. для крупных предприятий).

4. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей относится к категориям риска, определяемым в соответствии с пунктом 3, согласно приложению:

а) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда в имущественном выражении составляет более 10 млн руб. - чрезвычайно высокий риск;

б) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда в имущественном выражении составляет от 1 млн. руб. до 10 млн руб., - высокий риск;

в) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда в имущественном выражении составляет от 100 тыс. руб. до 1 млн. руб. - значительный риск

г) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда в имущественном выражении составляет от 10 тыс. руб. до 100 тыс. руб., - средний риск;

д) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда в имущественном выражении составляет от 1 тыс. руб. до 10 тыс. руб. – умеренный риск;

а) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда в имущественном выражении составляет менее 1 тыс. руб. – низкий риск.

II. Критерии вероятности возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований

5. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащая в соответствии с разделом I настоящего документа отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого рисков, подлежит отнесению к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего и умеренного рисков соответственно при наличии одного из следующих условий:

- вступившие в законную силу 3 постановления и более по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами Роспотребнадзора, в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска;

- вступившее в законную силу постановление об административном правонарушении с назначением административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.1, 14.7, 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- привлечение к ответственности юридического лица или индивидуального предпринимателя за невыполнение предписания, выданного должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным проводить проверку, о прекращении нарушения прав потребителя, о прекращении нарушения обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

- повторное совершение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем однородного административного правонарушения;

- удельный вес жалоб на оказание услуг, выполнение работ в отдельных сферах в общей структуре обращений граждан, поступивших в Роспотребнадзор по вопросам нарушения прав потребителей, составляет в последние 2 года 10% и более.

При наличии в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска 3 и более указанных в пункте 5 условий может быть принято решение о повышении категории риска, присвоенной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на 2 категории.

6. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащая отнесению в соответствии с разделом I настоящего документа к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного рисков, подлежит отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого рисков соответственно при соблюдении одного из следующих условий:

- отсутствие при последней проверке юридического лица или индивидуального предпринимателя нарушений обязательных требований в области защиты прав потребителей, предписаний об устранении нарушений обязательных требований;

- применение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем процедуры медиации к спорам с потребителями, как способа урегулирования таких споров на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Приложение
к критериям отнесения деятельности
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей к категориям риска

Вид деятельности/предоставляемые услуги Микро- предприятия Субъекты малого предприни-мательства Субъекты среднего предприни-мательства Субъекты крупного предприни-мательства
Категория риска
Розничная торговля в целом Умеренный Средний Средний Значительный
Торговля продовольственными товарами Низкий Умеренный Средний Значительный
Торговля дистанционным способом Значительный Значительный Значительный Высокий
Торговля по образцам Значительный Значительный Высокий Чрезвычайно высокий
Общественное питание Низкий Умеренysq Средний Значительный
Бытовое обслуживание населения Средний Средний Значительный Высокий
Техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств Умеренный Средний Средний Значительный
Услуги автостоянок Умеренный Средний Средний Значительный
Гостиничные услуги Умеренный Средний Значительны Высокий
Туристские услуги Средний Значительный Значительны Высокий
из них (из строки 11): туристские услуги организованных групп детей Средний Значительный Высокий Чрезвычайно Высокий
Транспортные услуги в целом Умеренный Средний Средний Значительный
Перевозки на железнодорожном транспорте Средний Средний Значительный Высокий
Перевозки на внутреннем водном транспорте Низкий Низкий Низкий Низкий
Перевозки воздушным транспортом Низкий Низкий Низкий Низкий
Перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим Умеренный Средний Средний Значительный
Услуги связи в целом Умеренный Умеренный Средний Значительный
Услуги проводного радиовещания Низкий Умеренный Умеренный Средний
Услуги подвижной связи Умеренный Умеренный Средний Значительный
Услуги телематической связи Низкий Умеренный Умеренный Средний
Услуги по передаче данных Умеренный Средний Средний Значительный
Услуги местной, внутризоновой, междугородной, международной телефонной связи Умеренный Умеренный Средний Значительный
Деятельность на финансовом рынке Значительный Высокий Высокий Чрезвычайно высокий
Страховая деятельность Значительный Высокий Высокий Чрезвычайно высокий
Банковская деятельность Значительный Высокий Высокий Чрезвычайно высокий
Микрофинансовая деятельность Средний Значительный Значительный Высокий
Деятельность платежных агентов Средний Значительный Значительный Высокий
Долевое строительство жилья Значительный Высокий Чрезвычайно высокий Чрезвычайно высокий
Жилищно-коммунальные услуги Средний Значительный Значительный Высокий
Образовательные услуги Низкий Умеренный Умеренный Средний
Медицинские услуги Умеренный Средний Средний Значительный
Риэлтерская деятельность Средний Значительный Значительный Высокий
Услуги киновидеообслуживания Умеренный Умеренный Умеренный Средний
Наша рассылка
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте
только самые важные новости на почту