Аналитика
19 Сентября
292

Квота на такси в Санкт-Петербурге – близкая перспектива?

Что такое квотирование сферы такси? Как может повлиять введение квоты на рынок такси в Петербурге?

Квота на такси в Санкт-Петербурге – близкая перспектива?

С 1 января 2015 года согласно Федеральному закону № 69 каждый субъект Российской Федерации имеет право ограничить максимальное количество выдаваемых разрешений на таксомоторные перевозки (ввести квоту) [1]. В Санкт-Петербурге квота включена в проект регионального закона о такси /дать гиперссылку на файл с текстом законопроекта/, и это положение уже вызвало неоднозначную реакцию участников рынка.

В чем экономический смысл введения квот? Квотирование – установление государством на определенный период количественных ограничений объема производства, сбыта, потребления, экспорта, импорта товаров (услуг) с целью регулирования рынка. Цель квотирования в сфере такси – защита города от перепроизводства таксомоторных услуг, установление баланса между спросом пассажиров и предложением перевозчиков. У городских властей могут быть и другие, напрямую не относящиеся к таксомоторным перевозкам, задачи введения квоты на такси. Например, стремление положительно повлиять на петербургскую экологию и безопасность на дорогах города – проредить за счет такси транспортный поток, снизить количество дорожных пробок.

Очевидно, для того чтобы регулирование количества игроков на петербургском рынке такси было обоснованным, нужно правильно рассчитать, сколько таксомоторов потребуется для удовлетворения спроса на транспортные услуги. Отвечая на этот вопрос, авторы законопроекта о такси ссылаются на действующий Закон Санкт-Петербурга № 23-9 от 14.02.2014 «О региональных нормативах градостроительного проектирования…». В его статье о минимальных расчетных показателях улично-дорожной сети Санкт-Петербурга дан норматив: 4 автомобиля такси на 1000 жителей [2]. По данным Петростата, на 1 января 2016 года в мегаполисе проживало 5 225,7 тыс. человек. Согласно расчетам чиновников, применяющих формулу «разделить на 4», для Петербурга будет достаточно 20 902 автомобилей такси. Близок ли обозначенный в документе минимальный показатель к существующей ситуации на рынке и представлениям его участников об оптимальном количестве автомобилей такси?

По состоянию на 15 сентября 2016 года в Северной столице действует 34 786 разрешений на таксомоторные перевозки. С 2012 года на основе «Соглашения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Санкт-Петербурге и Ленинградской области», в мегаполисе на законных основаниях работают и таксисты региона-соседа. Поэтому для оценки емкости рынка такси следует также добавить перевозчиков, оформивших разрешения в Ленобласти. Их приблизительное количество – до четырех тысяч (официальный реестр на сайте Правительства ЛО объединяет в себе действующие и отозванные разрешения, всего более 8 300). В любом случае, сейчас в Петербурге на тысячу жителей приходится 6-7 официальных такси. Это сопоставимо с актуальными данными по зарубежным мегаполисам: в Нью-Йорке – 6,7 такси на тысячу жителей, в Париже – 7,7 такси.

Данные Комитета по транспорту свидетельствуют, что год от года число получающих разрешения не сокращается, а неуклонно растет [3]. Следовательно, таксомоторный бизнес не теряет свой привлекательности, остается довольно стабильной и востребованность услуг такси. Вряд ли спрос на такси формируется только горожанами, ведь количество приезжающих в Северную столицу туристов (по данным Комитета по развитию туризма, в 2015 году – 6,5 млн чел.) сопоставимо с ее населением. Поэтому важно понимать, как рассчитана пропорция «4 такси на тысячу жителей». Что учитывалось при ее расчетах? Ответа на это пока нет ни в документах, ни в комментариях чиновников. Непрозрачность методики, положенной в основу заявленного норматива, заставляет волноваться и перевозчиков, и пассажиров.

Один из крупных игроков на таксомоторном рынке Санкт-Петербурга – компания «ТаксовичкоФ» – оценивает потребность города в количестве такси гораздо выше. Ее руководитель Игорь Рудзий считает, что на 1000 жителей города требуется 10 и более машин такси (всего – 50 тыс. автомобилей). В выходные и праздники работающие сейчас в Петербурге таксомоторные компании с объемом заказов не справляются, что же будет, когда автомобилей в городе станет в три раза меньше? [4]

Какие цели планируется достигнуть введением квот на таксомоторном рынке Санкт-Петербурга? По отношению к бизнесу это: борьба с перевозчиками, незаконно (без разрешения) оказывающими услуги такси, улучшение качества обслуживания и новые возможности развития для добросовестных перевозчиков. Дополнительным преимуществом квотирования чиновники считают пополнение бюджета города за счет проведения аукционов: если число заявок на право выполнения перевозок окажется выше квоты, дополнительные разрешения будут разыграны на аукционе (по принципу «кто больше заплатит»)».

Однако, чего можно ожидать в реальности? Квота на выдачу разрешений сократит количество игроков на рынке такси. Это поддержит небольшое число компаний и создаст предпосылки для монополизации и коррумпирования рынка из-за произвольного, а потому неэффективного распределения разрешений. От такого нововведения в первую очередь пострадают частные перевозчики: те из них, кто не получит места в официальном реестре, вынуждены будут уйти в «тень». Введение квоты на такси отразится и на пассажирах: если количество машин сократят до нормативных показателей (то есть в полтора раза по сравнению с нынешней ситуацией), их будет остро не хватать. Время подачи автомобиля увеличится, вырастут цены на перевозки.

Добиться того, чтобы услуги петербургских таксомоторов отвечали требованиям безопасности, комфорта и высокого качества, можно и без квотирования. Надо строже наказывать (штрафовать) за таксомоторную деятельность без действующего официального разрешения, переводить информационно-посреднические компании (так называемые «диспетчерские») в правовое поле, уделять больше внимания возрасту и технической исправности автомобилей, квалификации и состоянию здоровья водителей.

Источники:

1. Федеральный закон от 21.04.2011 № 69-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 9, п. 23

2. Закон Санкт-Петербурга от 14.02.2014 № 23-9 (ред. от 14.02.2014) «О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга», ст. 8, п. 2

Источник:
  1. www.gov.spb.ru
  2. www.spb.aif.ru
Коментарии

наша рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте только самые важные новости на почту