Аналитика
01 Августа
271

"Платон": сколько еще продлится льгота. Какой тариф действует в системе?

Введение в действие системы «Платон» (от словосочетания «плата за тонны») заставило владельцев большегрузов платить за проезд по федеральным трассам. Плата взимается за нанесенный дорогам ущерб и рассчитывается по количеству пройденных грузовиками километров. Какой тариф действует в системе «Платон» сейчас и когда он будет повышен?

"Платон": сколько еще продлится льгота. Какой тариф действует в системе?

Система «Платон» занимается взиманием платы с грузовиков, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн. С 15 ноября 2015 года их владельцы должны платить сбор для компенсации вреда, нанесенного их машинами федеральным автомобильным дорогам. Работу системы «Платон» законодательно определяет Постановление Правительства РФ от 03.11.2015 № 1191. Напомним, что данное нововведение породило целое протестное движение, поэтому изначально заявленный тариф (3,73 руб./км) на самом старте проекта был снижен до 1,53 руб. С 1 марта 2016 года планировалось повышение тарифа до 3,06 руб., однако Постановлением Правительства от 27.02.2016 № 139 льготный тариф был продлен до 1 июля 2017 года и до принятия специального решения.

Тем не менее, Министерство транспорта РФ решительно настроено на дальнейшее повышение тарифа, что подчеркнул руководитель ведомства Максим Соколов в своем интервью ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме в июне этого года [3]. По его словам, «любой тестовый период должен когда-то завершиться», иначе цели системы не будут достигнуты. Соколов считает необходимым вернуться к более высокому, но тоже льготному, по сравнению с 3,73 руб./км, тарифу 3,06 руб./км, установленному Правительством в июне 2015 года.

Речь министра вряд ли была бы столь уверенной, если бы не опубликованное 31 мая 2016 года решение в пользу «Платона» Конституционного Суда России. Судебное разбирательство началось после обращения в КС РФ депутатов Государственной Думы от КПРФ. Истцы требовали признать обязательный сбор системы «Платон» неконституционным, так как это, по их мнению, дополнительный налог на перевозчиков, ведущий к двойному обложению (при одновременном взимании транспортного налога и акцизов на топливо).

Суд в целом признал нормативное регулирование системы взимания платы «Платон» соответствующим Конституции. При том, что основные расходы по содержанию федеральных трасс должно нести государство, суд не исключил возможности возложения дополнительной финансовой нагрузки на перевозчиков, наиболее интенсивно эксплуатирующих автомобильные дороги и ускоряющих их износ. Своим решением высший государственный орган судебной власти запретил произвольно повышать плату в системе «Платон», изменять или отменять действующие снижающие ее размер коэффициенты. Суд поставил задачу исполнительной власти: установить порядок и критерии определения оператора системы «Платон»; а также запретил наделять оператора, кроме функций организационно-технического регулирования, еще и нормотворческими полномочиями. Конституционные судьи постановили, что штрафы за нарушение правил оплаты пользования федеральными трассами не могут налагаться, если плательщики невиновны и вправе доказать, что формальное нарушение вызвано не зависящими от них обстоятельствами (неблагоприятной дорожной обстановкой, состоянием транспортной инфраструктуры и т. п.).

После этого государство сделало еще один шаг навстречу владельцам большегрузов, введя Федеральным законом от 03.07.2016 № 249-ФЗ дополнительную меру по адаптации к грядущим условиям ведения бизнеса. В новом законе предусмотрено уменьшение транспортного налога, начисленного с начала 2016 года, на сумму, перечисленную системе «Платон», и освобождение перевозчиков от уплаты транспортного налога в случае, если сумма платежей системе превышает сумму налога или равна ей.

Тем временем власти российских регионов стали отмечать возросшую нагрузку на региональные дороги: по ним теперь экономные и предприимчивые водители фур объезжают федеральные трассы. Чтобы в новых обстоятельствах иметь возможность поддерживать «свои» дороги в нормальном состоянии, депутаты Законодательного собрания Краснодарского края предложили в июле 2016 года расширить действие системы «Платон». Они настаивают на формировании систем взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами дорогам не только федерального, но также регионального и межмуниципального значения. И тем самым хотят обеспечить поступление дополнительных денег в дорожные фонды субъектов Российской Федерации.

Осенью этого года Росавтодор проанализирует результаты работы системы «Платон» за прошедший период, чтобы оценить, насколько она отлажена. И Правительство России вновь обсудит вопрос о поднятии либо сохранении льготного тарифа для перевозчиков (министр транспорта заявлял об этом еще весной). От этого решения зависит прогноз по поступлениям средств в государственный бюджет (изначально ожидалось, что система «Платон» в 2016 году принесет в дорожный фонд около 40 млрд рублей, но после продления льготного режима прогноз был снижен до 20 млрд рублей). Продержится ли льготный тариф (1,53 руб./км) до ранее обозначенного Правительством 1 июля 2017 года, говорить сложно. Можно лишь обещать, что повышение сбора с перевозчиков-большегрузов, когда бы оно ни случилось, повлечет за собой заметный рост потребительских цен.

Источники:
  1. www.tass.ru
Коментарии

наша рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте только самые важные новости на почту