Рынок такси в России вошёл в эпоху перемен.
Такси перестаёт быть услугой, которая подразумевает уровень комфорта и качества, за который может заплатить не каждый, а становится доступной альтернативой общественному транспорту. Службы такси уходят в интернет, всё больше и больше осваиваясь в этом пространстве, где уже давно правят агрегаторы и конкуренция беспощадна. При этом, независимо от того ведём ли мы речь о крупном таксопарке или мелком, им приходится иметь дело с проблемами аналогичного характера.
Основной вопрос — безопасность пассажиров. Подход агрегаторов к найму персонала весьма формален — достаточно иметь водительское удостоверение и смартфон, чтобы пополнить ряды извозчиков. При этом отвечать за своих водителей агрегатор не спешит, оправдываясь тем, что предоставляет лишь посреднические услуги. Законодательная база, регулирующая эти взаимоотношения, пока ещё находится только в стадии разработки, и неизвестно, когда начнёт применяться на практике. Низкая стоимость перевозок тут играет не в пользу пассажира, экономия складывается именно из его комфорта и безопасности. Решить проблему можно было бы, если поднять оплату водителям и тем самым привлечь более квалифицированный персонал, но кто пойдет на такие жертвы в пользу качества? Единственный выход — максимально автоматизировать подбор персонала, тем самым сократив ресурсы и время, затраченное на обработку потока соискателей. Да и в целом, свести время взаимодействия с водителем к минимуму — дать ему возможность, не отвлекаясь на формальности, заработать больше, тем самым увеличив прибыль компании.
Рано или поздно, владелец автопарка приходит к мнению, что стоит либо масштабировать бизнес, либо не заниматься этим вообще — агрегаторы демпингуют, и конкурировать с ними можно только снизив цены до минимума. А значит для того, чтобы прибыль оставалась на приемлемом уровне, бизнес должен расти. И тут возникает проблема масштабирования — растущий автопарк требует всё больше ресурсов, отслеживание рутинных операций, которое раньше занимало минимум времени, превращается в целую проблему. Постепенно бизнес выходит из-под контроля, что отнюдь не идёт ему на пользу.
Бизнес-процессы требуют автоматизации, возможность иметь в любой момент доступ ко всем данным компании становится необходимостью. Видеть реальное положение дел в компании, свести все отчёты в один объективный массив данных — только так можно держать руку на пульсе. Отдельной строкой выступают финансовые взаимоотношения с водителями: как получить дебиторскую задолженность, да ещё и вовремя? Как отследить выплаты и удержания?
Отслеживание штрафов — ещё одна головная боль. Для проверки каждой машины вручную крупному агрегатору необходима отдельная штатная единица, а делать это необходимо ежедневно, иначе в статью расходов добавятся пени за просроченные штрафы. Отслеживать сроки действия КАСКО, ОСАГО, диагностических карт становится нерешаемой проблемой, если в таксопарке достаточное количество машин. Добавим к этому документооборот по кадровой деятельности предприятия, договоры, путевые листы, доверенности и бизнес просто снесёт лавиной бумажной работы.
Автоматизация бизнеса — единственный выход, позволяющий закрыть все проблемы. На сегодняшний день, на рынке существует множество вариантов программного обеспечения, которые позволяют сделать это. Но, как всегда, без нюансов не обошлось. Часть из них работает только под агрегаторами, часть пока существует как самостоятельный проект, но кто даст гарантию, что в скором времени и их не поглотят крупные игроки, как случилось с их предшественниками? Да и необходимость перестраивать бизнес под ПО — идея довольно сомнительная.
Грамотный софт мог бы упростить многие процессы — учёт активов компании, работу с дебиторской задолженностью, контроль утилизации ТС, начисления и списания средств, обработку потоков кандидатов. Пока на рынке существует лишь одно ПО, позволяющее автоматизировать управление таксопарком, учитывая все эти нюансы, и вести полный контроль динамики бизнеса — Invite. Это программное обеспечение, разработанное компанией-владельцем для себя, под «полевые задачи» и лишь недавно выведенное в продажу на открытый рынок, действительно решает задачи практически любого таксопарка. Создатели софта хотели закрыть свои «боли», а в результате разработали продукт, который даёт ответ на большинство нерешённых вопросов в сфере управления таксопарками.
Скорее всего, именно за такими решениями будущее. Автоматизация процессов в этом бизнесе — необходимое условие для эффективной работы и возможности конкурировать как с более активными коллегами, так и теми самыми агрегаторами, которые отнимают всё большую долю рынка у классического такси. Собственная разработка — слишком дорогостоящий процесс, да и управление командой программистов не самая простая и подходящая задача для менеджмента таксопарка. Покупка решения «из коробки», позволяющего полностью контролировать работу таксопарка, по мнению представителей отрасли, станет рядовым явлением уже в ближайшие несколько лет. Ну а пока на рынке по-прежнему остаются компании, сводящие отчётность в таблички, и вручную проверяющие штрафы. Сколько времени им удастся оставаться в прибыли в условиях жесточайшей конкуренции — это мы узнаем уже очень скоро.
Понравилась ли Вам статья?