Мнение эксперта

Мнение: принудительная локализация машин для такси

  • 22 Августа 2023
  • 204
  • 0
  • 20

Комиссия по транспорту Госсовета поддержала законопроект, который обяжет службы такси покупать автомобили российской сборки.


Предполагается, что новые требования вступят в силу с 2024 года. Участники рынка призывают отказаться от этой идеи, предупреждая, что принудительная локализация машин для такси и каршеринга приведет к резкому росту цен на эти услуги

Комиссия по транспорту Госсовета поддержала законопроект, который обяжет службы такси покупать автомобили российской сборки. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на протокол заседания комиссии от 7 августа.

«Указанный законопроект способствует формированию общефедерального технологического суверенитета и устойчивости отечественной транспортной сети к санкционному давлению», — говорится в документе.

Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 января 2024 года, писал ТАСС со ссылкой на поправки в постановление правительства, разработанные главой комитета Совета Федерации по экономической политике Андреем Кутеповым. Он же выступил автором поправок в Федеральный закон №580-ФЗ, регулирующий работу такси.

В основе инициативы — балльная оценка локализации, которая действует в российском автопроме с 2019 года. Кутепов предлагает установить обязательные нормативы по локализации машин для такси на уровне 1000 баллов с начала следующего года, а затем постепенно ужесточать требования: до 2000 баллов с 1 января 2026 года и до 3000 баллов с начала 2028 года. Правила не будут распространяться только на автомобили дороже 4 млн рублей, которые используют в перевозках бизнес-класса.

В разговоре с «Ведомостями» Кутепов заявил, что такие уровни по локализации были установлены после консультаций с российскими производителями — «Автовазом», УАЗом (входит в группу «Соллерс») и группой ГАЗ. Они помогут защитить российский автопром от давления импорта и стимулировать переход на отечественную компонентную базу, убежден сенатор.

Уровень локализации в 1000 баллов действительно невысокий, только за счет сварки и окраски кузова можно заработать 900 баллов, отметил в беседе с изданием независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Однако более высокий уровень локализации сегодня только у «Автоваза», УАЗа и тульского завода китайской марки Haval. Ужесточение требований отсечет, например, автомобили, которые собирают на «Автоторе» (китайские BAIС, Kaiyi, SWM, JMC), машины «Москвич» и Evolute, указал эксперт. Это приведет к дефициту машин для поездок экономкласса, то есть для самого массового сегмента, что неизбежно вызовет подорожание услуг такси, предупредил Бургазлиев.

Тему локализации машин для такси и каршеринга уже обсуждал президиум Госсовета в апреле, после чего президент Владимир Путин поручил правительству к 1 августа разработать требования по локализации «с учетом возможного объема их производства отечественными автозаводами».

В конце июля ассоциация «Национальный совет такси» (НСТ) направила премьеру Михаилу Мишустину письмо с просьбой не требовать от компаний, занимающихся этим бизнесом, покупать только локализованные в России автомобили. В НСТ заявили, что принудительная локализация приведет к резкому росту цен на услуги и вызовет «массовое недовольство» в отраслях.

«Нельзя заставить предпринимателей покупать то, чего нет в продаже, а если и есть, то по цене, ведущей к банкротству», — отмечалось в письме.

Там же говорилось, что цены на автомобили экономкласса, собранные в России, выросли за последнее время на 70–80%, до 1,8–2 млн рублей, и в стране наблюдается дефицит легковых автомобилей компакт-класса стоимостью до 1 млн рублей, которые в основном и используются в такси и каршеринге.

Представитель «Яндекс Такси», комментируя решение Госсовета в беседе с «Ведомостями», заявил, что спрос на машины в отрасли сейчас существенно превышает предложение, поэтому любые дополнительные ограничения осложнят работу таксопарков.

Основатель и владелец «Таксити» Феликс Маргарян в свою очередь предложил перед введением требования о локализации наладить производство машин, которые не только подходили бы под критерии экономкласса, но и конкурировали бы между собой, что позволило бы сдержать рост цен. Он также отметил, что автомобили Lada Granta и Vesta, которые выпускает «Автоваз», в отличие от конкурентов изнашиваются уже через три года, из-за чего их приходится выводить из парка.

"Массовый сегмент такси - это "эконом". А специальные требования к автомобилям, работающим в такси, есть только в Москве. Во все остальной России услуги такси оказывают на всем том, что в принципе может двигаться, если находится в исправном техническом состоянии. То есть изменения смогут заметить только жители Москвы, Московской области. Может быть, отчасти жители Санкт-Петербурга", — сообщил Роберт Ян эксперт по городскому транспорту и такси.

"Москвичи, например, не хотят ездить на автомобилях Lada Vesta. Они отказываются от поездок на этих моделях, предпочитая Hyundai Solaris, хотя комплектация у этих машин одинаковая. То есть тут многое будет зависеть и от пассажиров, а не от производителей. Но в городах, где у пассажиров сложились определенные предпочтения, им нужно будет привыкать к новым условиям, тогда эта программа локализации будет иметь смысл", — заявил эксперт.


Понравилась ли Вам статья?

Нравится20
  • 22 Августа 2023
  • 204
  • 0