Цены на топливо продолжают бить рекорды в опте и рознице.
Биржевые котировки бензина и дизельного топлива (ДТ) уже многократно обновили исторические максимумы и продолжают расти. С начала года бензин АИ-92 и АИ-95 в опте подорожали на 76%, до 65160 и 75587 рублей за тонну соответственно.
В рознице в среднем рост не такой серьезный - на 7,1% по бензину и на 4,2% по дизелю, но и тот и другой показатель сильно выше инфляции (3,65%, по данным Росстата). А именно в пределах инфляции правительство всегда старалось удерживать цены на АЗС.
В Минэнерго неоднократно подчеркивали, что спрос на топливо на внутреннем рынке обеспечен предложением, но поскольку цены на моторное топливо являются рыночными, в отдельные моменты происходит их рост выше инфляции. Для снижения волатильности с 1 сентября вступили в силу нормативы по увеличению минимальных объемов продаж на бирже СПбМТСБ по бензину до 13%, а ДТ - до 9,5%. Но на ситуацию с ценами это пока никак не повлияло.
Официальная позиция, что цены растут из-за увеличивающегося экспорта топлива, в том числе "серого", когда за границу поставляется бензин и ДТ, купленные трейдерами для поставок на внутренний рынок.
По мнению экспертов, такая ситуация возникла из-за того, что правительство с начала осени изменило порядок выплат нефтяникам компенсаций по демпферу из бюджета. Они покрывали часть разницы между внутрироссийскими и экспортными ценами. С 1 сентября выплаты сокращены вдвое. После этого экспорт топлива стал более выгоден трейдерам, нежели поставки на внутренний рынок.
Также свою роль сыграли логистические проблемы, особенно в регионах, где нет своих нефтеперерабатывающих мощностей, куда топливо нужно доставлять автотранспортом или по железной дороге.
В свою очередь, экономист Роман Иноземцев объяснил высокие цены на бензин ростом цен на нефть в рублях.
"Рублебочка в июле пробила отметку в 8 тысяч рублей, что соответствует примерно 50 рублям за литр сырой нефти. В свою очередь такая цена вызывает желание экспортировать максимально возможный объем как нефти, так и нефтепродуктов. Вот вам и дефицит на внутреннем рынке, из-за которого растет цена внутри страны. Нужно навести порядок в валютной сфере, потому что ситуация, когда мы имеем нефть под 70, но доллар по 100, не является приемлемой".
Подорожание топлива оказалось болезненным для юга страны, особенно в разгар сельскохозяйственной страды и курортного сезона. "Российская газета" проверила ситуацию в регионах.
В Ростовской области очередей на заправке нет: так, две-три машины. Но ценники меняются каждую неделю. Сегодня на них значится АИ-92 по 55,79, АИ-95 - по 55,74. В Астраханской и Волгоградской областях, в Крыму и Калмыкии отмечены случаи перебоев с поставками бензина и дизельного топлива. Так, министерство экономики и торговли Калмыкии подтвердило, что на заправках в Элисте в первой декаде августа возник дефицит бензина.
"Мы принимаем меры для урегулирования ситуации, в том числе обратились к компаниям - производителям топлива с целью обеспечить непрерывную поставку на их автозаправочные станции и местные АЗС", - заявил исполняющий обязанности министра экономики и торговли Калмыкии Андрей Чиджиев.
Тревожит то, что трудности с дизельным топливом испытывают сельскохозяйственные регионы. Это может сказаться на уборке урожая и севе озимых.
"Людей больше всего беспокоит ценообразование. Подорожали запчасти, особенно для импортной техники, топливо и удобрения. Дизель вырос в цене за несколько месяцев больше чем на 15 процентов. Бензин АИ-92 по сравнению с началом 2023 года стоит дороже на 67,5 процента", - написал в своем блоге зампред Заксобрания Ростовской области, председатель комитета по аграрной политике Вячеслав Василенко со ссылкой на председателя Агропромышленного союза работодателей Ростовской области Юрия Каширина.
Проблемы с топливом, скорее всего, имеют сезонный характер: повышенный спрос на него у аграриев, а также у туристов, курсирующих на море и обратно на своих машинах. Из-за неработающих аэропортов кратно увеличились автомобильные потоки. Ажиотажный спрос на моторное топливо объясняют и выбором автомобилистами альтернативного маршрута движения в Крым через новые регионы, сообщил глава Донецка Ростовской области Роман Кураев.
В северных и восточных регионах страны ситуация на топливном рынке зеркальная. Например, в Красноярском крае она близка к определению "хаос". Турбулентная обстановка на оптовых биржах приводит, что называется, к разброду и шатанию цен даже в пределах одной сети. Например, на большинстве заправок "Газпромнефти" литр самого популярного бензина марки АИ-92 сегодня утром стоил 48,25 рубля, однако на трех из 44 станций за этот же бензин указана цена выше 55 рублей. На двух АЗС "Газпромнефти" этого топлива вообще нет. Примерно такая же ситуация и с 95-м: от 51,25 рубля до 60,45, и на трех заправках этой сети он отсутствует.
Остальные сетевики выставляют ценники кто во что горазд: "25 часов" продает 92-й по 53,65 рубля, 95-й - по 58,65, "Красноярскнефтепродукт" торгует теми же марками по 53,7 и 59,2 соответственно.
При этом цены на бензин растут быстрыми темпами уже больше месяца. С конца июля красноярцы отмечали несколько резких скачков, которые сами автозаправщики объясняют проблемами логистики и повышенным спросом.
В Ижевске бензин дорожает каждую неделю понемногу, хотя и не слишком заметно. Однако, если посмотреть на статистику за несколько недель, то получается приличная цифра.
Сегодня стоимость АИ 92: от 49,25 рубля за литр до 55,87 (по такой цене заливают на АЗС на одной из пригородных дорог). Самый дешевый бензин в городе - "Башнефть" и "Газпром", "Татнефть" - 49,35, "Лукойл" традиционно самый дорогой из сетевых - 49,6. Из несетевых - "ГЭС Розница" - 50,5, "Альфатранс" - 50,8, "Петромакс" - 51,4, даже 55,87 на заправке у деревни Пирогово у неизвестного поставщика.
С среднем за неделю бензин подорожал копеек на 30, за последние три месяца примерно на 2 рубля, год назад он стоил почти на 2,5 рубля за литр дешевле, рассказал таксист Александр Кузнецов.
У мамы троих школьников своя история с бензином. Светлана Сергеева говорит, что для нее это как молоко и хлеб, товар первой необходимости. Дети учатся в городе, живет семья в 15 км от Ижевска. Каждый день нужно ездить в школу, точнее в разные школы, в кружки и на работу. Так что отказаться даже от подорожавшего топлива и автомобиля невозможно, на общественном транспорте будет и дольше, и дороже.
"30 копеек, 40 копеек, и не уследишь, если честно - уже устали замечать. Подорожание отмечаешь, наверное, раз в несколько месяцев - когда в один прекрасный момент понимаешь, еще недавно на тысячу ты заливал полбака, а сегодня только одну треть", - рассказала она корреспонденту "РГ".
В Мурманской области с начала 2023 года стоимость бензина АИ-92 выросла на 3,54 рубля: с 47,75 (на 1 января) до 51,29 (на 4 сентября) рубля за литр. Об этом сообщается на сайте одного их операторов топливных карт. Бензин АИ-95 за этот же период повысился в цене на 3,11 рубля - с 53,33 до 56,44 рубля. Цена на дизельное топливо выросла с 62,17 до 63,25 рубля.
Мурманские автомобилисты неприятно удивлены таким ростом цен.
"Утром заехал заправиться и увидел, что АИ-95 стал копеек на 40 дороже, чем в августе", - рассказал корреспонденту "РГ" житель областного центра Иван Самсоненко.
Подорожание топлива сказалось на стоимости такси. Если в начале года из центра Мурманска в аэропорт Мурмаши можно было добраться за 800-900 рублей, то сегодня такая поездка обойдется не менее чем в 1000 рублей. А за 15-минутную поездку по Мурманску перевозчик может запросить до 350 рублей.
Понравилась ли Вам статья?