- Главная
- Новости
- Законодательство
- Законопроект: новые права контролеров в метро
Контролёры в метро получат право спрашивать паспорт у безбилетников, а пассажирам, которые едут с детьми по льготному тарифу, придётся возить с собой свидетельство о рождении.
Правительственный законопроект Госдума приняла в первом чтении 15 декабря.
По действующим нормам пассажиры обязаны по требованию контролёра предъявлять документ, подтверждающий право на льготный проезд, при проходе через турникет. Разработчики нового проекта предлагают заменить этот пункт новой статьёй, по которой контролёры смогут требовать подтверждения права льготного проезда не только на пропускных пунктах, но и на станциях.
Если в документе льготника, например в справке, не предусмотрена фотография, придётся предъявить также паспорт — иначе контролёр будет вправе изъять льготный проездной для разбирательства. Как указали авторы законопроекта в пояснительной записке, сейчас у контролёров нет полномочий требовать документ, удостоверяющий личность, что затрудняет производство по делам об административных правонарушениях.
При перевозке детей по льготным тарифам нужно будет предъявлять свидетельство о рождении для подтверждения возраста ребёнка.
Всё это вынудило депутата от КПРФ Николая Коломейцева спросить у замминистра транспорта Дмитрия Зверева, как соотносится новая обязанность пассажиров возить с собой «мешок документов» с повсеместным внедрением цифровых технологий. Представитель Минтранса ответил, что в регионах смогут принять свои решения, в каком виде предъявлять документ, подтверждающий право на льготу, — в бумажном или электронном.
Ответственность за безбилетный проезд и провоз багажа в этом году исключили из Кодекса об административных правонарушениях. В Уставе городского транспорта записали, что проверка подтверждения оплаты проезда и перевозки багажа в городском, пригородном и междугородном сообщении определяется нормативными актами субъектов РФ.
Метро относится к другой категории — внеуличный транспорт. В неё также входят монорельс, фуникулёры и подвесные канатные дороги. На них предлагают распространить те же правила, что уже действуют в автобусах, троллейбусах и трамваях, рассказала ПГ член Ассоциации юристов России Асия Мухамедшина.
«При возникновении сомнений в подлинности документа на льготу контролёр сможет изъять его, а заяц обязан платить штраф», — объяснила юрист.
В общественной организации «Союз пассажиров» новую норму посчитали не только ужесточением правил проезда, но и откатом назад.
«Мы долго боролись за то, чтобы контролёры могли проверять только соцкарту и никакой другой документ», — сказал ПГ руководитель организации Кирилл Янков.
По мнению общественника, проверка льготного документа на станции избыточна, если это можно сделать при входе или выходе из метро. Возможно, где-то в России планируют создавать внеуличный транспорт со свободным входом, как в некоторых городах Европы, только тогда новая норма будет уместна, предположил Янков.
Более того, обязанность пассажира возить с собой дополнительные документы едва ли повысит шансы выявить безбилетника.
«Подделать бумажную справку гораздо легче, чем льготный проездной на фирменном бланке с защитой», — добавил глава «Союза пассажиров».
Он предложил решение для всех регионов: на документах льготников размещать их фотографию, как это делают, например, в Москве.
Регионы сами создают организации, которые проверяют оплату проезда. В столице это делают сотрудники «Мосгортранса» и «Организатора перевозок». Но оштрафовать безбилетников могут только представители второго учреждения. Одноимённая компания привлекает к ответственности петербургских зайцев.
Размер штрафа может отличаться: например, в Москве, Нижнем Новгороде, Краснодаре и Калуге это тысяча рублей, в Петербурге — пятьсот. Но есть и регионы, где штрафов за безбилетный проезд вообще нет.
Кто бы ни проверял пассажиров, он должен руководствоваться Уставом автомобильного транспорта. В нём записано, что контролёр может потребовать оплатить проезд, либо покинуть транспорт на ближайшей остановке, либо уплатить штраф, если таковой установлен в регионе.
В этом году приняли закон, по которому нельзя высаживать из транспорта детей-безбилетников до 16 лет.
«Мы считаем, оставлять ребёнка из-за неоплаченного проезда одного на дороге — недопустимо. Это создаёт угрозу его жизни и здоровью», — отмечал при рассмотрении документа председатель Госдумы Вячеслав Володин.
В некоторых случаях водитель может не пустить пассажира или высадить его раньше времени. Например, если в салоне нет мест, человек пьяный или представляет опасность для окружающих, или хулиганит, или если у него грязная пачкающаяся одежда.
Понравилась ли Вам статья?