В РФ прогнозируют падение производства электрокаров из-за выросшего утильсбора.
Введение новых ставок утилизационного сбора произошло с 1 октября 2024 года. Однако осеннее повышение коснулось тогда не всех категорий транспорта, а принятие новых коэффициентов для электромобилей и дорожно-строительной техники было отложено до 1 января 2025 года. И вот сейчас отложенное решение Правительства РФ (в рамках Постановления № 1255 от 13 сентября 2024 г.) вступило в силу, что, безусловно, отразится на конечных ценах и этих транспортных средств для покупателей.
Для большей наглядности приведем конкретные цифры и расчеты по утильсбору для электрокаров. До 1 января 2025 года ставки по утильсбору в этой категории транспортных средств были таковы: 1,63 для новых машин и автомобилей в возрасте до трех лет (с учетом базовой ставки в размере 20 тысяч рублей итоговая сумма составляла 32,6 тысячи рублей) и 6,1 - для автомобилей в возрасте от трех лет (122 тысячи рублей). А с 1 января 2025 года юрлицам уже приходится платить 667,4 тысячи рублей за каждый произведенный или ввезенный в страну электромобиль или последовательный гибрид в возрасте до трех лет и 1,17 млн рублей - для электромобиля старше трех лет.
Напомним, что, согласно Постановлению Правительства РФ, утильсбор должен быть уплачен за каждую машину, произведенную в России или привезенную из-за границы. Платить этот сбор обязаны производители автомобиля, изготовленного в России, а также импортеры (за машину, которую они ввозят в Россию). Утильсбор должен оплачивать и покупатель автомобиля - в том случае, если утильсбор до него не платили. Решено и озвучено, что утилизационная ставка теперь будет повышаться ежегодно, с 1 января - вплоть до 2030 года в среднем на 10 - 20%. Эксперты уже просчитали, что конкретно для электромобилей через 5 лет утильсбор таким образом вырастет до 1,17 млн и 2,06 млн рублей соответственно. Что касается дорожно-строительной техники, то индексировать «утилизацию» и для этой категории начали с 1 января 2025 года, причем эту ставку будут ежегодно увеличивать на 15%. При этом на некоторые виды спецтехники, производство которых в РФ пока находится на этапе освоения (в частности, на экскаваторы и экскаваторы-погрузчики), предусмотрена отложенная индексация, которая вступит в силу не раньше 2026 и 2028 годов.
По словам владельца компании «РоговМобиль» Дмитрия Рогова, электромобили чаще всего покупают обеспеченные автовладельцы в качестве второй машины. Причем цены на электрокары стартуют от 4,5 млн рублей, а модели Li Xiang и Tesla оцениваются в 7-8 млн рублей. Отмечается, что дополнительные 600 тыс. рублей сбора не окажут существенного влияния на спрос.
При этом в экспертном сообществе прогнозируют, что новые ставки утильсбора могут спровоцировать закрытие производства электромобилей в России. Дело в том, что завод «Автотор» из Калининграда (бренд Amberauto) и липецкий «Моторинвест» (Evolute) используют комплектующие зарубежного производства и поэтому могут столкнуться с проблемами из-за увеличения утильсбора. Ситуация усугубляется тем, что в РФ не производятся тяговые аккумуляторы и отсутствуют технологии их производства.
Понравилась ли Вам статья?