Экономика

МЦК никогда не окупится?

  • 04 Сентября 2017
  • 590
  • 0
  • 00
Ермакова Ольга

МЦК выполнил свои задачи — разгрузил московские метро и вокзалы, однако с финансовой точки зрения проект окупиться не в состоянии.

10 сентября Московское центральное кольцо (МЦК) отпразднует год со дня запуска первых поездов. За это время линией воспользовалось более 93 млн пассажиров (хотя изначальным планом были всего 75 млн). Проект уже обошёлся РЖД, федеральному и московскому бюджетам примерно в 140 млрд руб. А в течение 15 лет эксплуатации затраты достигнут 200 млрд руб. Окупаемость инвестиций в проект в РЖД не подсчитывали, и эти инвестиции не окупятся никогда, считают эксперты.

РЖД получила деньги на проект из бюджета, и поэтому компании не нужно возвращать эти инвестиции, возражает чиновник мэрии. Прямые затраты РЖД — это приобретение поездов и их эксплуатация, поэтому рентабельность перевозок на МЦК составляет 8%, утверждает чиновник.

Окупаемость инвестиций не стоит на первом месте, ведь это крупный инфраструктурный проект, отметил первый замначальника по стратегическому развитию и клиентской работе ГУП «Московский метрополитен» Роман Маратович Латыпов. Главная задача МЦК – обеспечить транспортную альтернативу для горожан, а без субсидий на перевозку не существует ни один метрополитен в мире, уверен он.

От таких транспортных проектов есть «намного более важный эффект — комфорт передвижения, экономия времени в пути (в МЦК пассажиры экономят 9–11 минут по сравнению с поездкой на других видах общественного транспорта) и эффект от развития территорий», отмечает Латыпов.

Территории вокруг МЦК уже начали меняться — трафик прилегающих у МЦК торговых центров вырос, начали открываться новые магазины и рестораны. Однако пока более трети территорий вокруг станций МЦК — неэффективно используемые промзоны. Прилегающая территория будет развиваться за счёт строительства офисных и деловых объектов, жилых кварталов и других точек притяжения, рассказывал ранее заместитель мэра Марат Шакирзянович Хуснуллин. В будущем заброшенные промышленные территории вокруг кольца получат новый виток развития, что приведёт к появлению десятков тысяч новых рабочих мест.

МЦК справилось со своей основной задачей — снизило нагрузку на перегруженные станции метро и городские вокзалы. Новая линия сократила загрузку самых напряжённых перегонов Кольцевой линии метро на 15%, Сокольнической – на 20%, Люблинской – на 14%, Филевской – на 12%, Серпуховско-Тимирязевской – на 5%. Это повышает комфортность поездок, добавил Латыпов.

Также происходит и перераспределение нагрузки: на некоторых непопулярных ранее станциях метро пассажиропоток, напротив, увеличился, разгрузив другие станции. С появлением МЦК пассажиропоток на ст. м. «Кутузовская» вырос в 3,5 раза с 8000 до 29 000 человек в сутки. Раньше она входила, по данным Московского метрополитена, в 30 самых непопулярных столичных станций метро, а теперь разгружает станцию «Киевская».

На 30% снизилась нагрузка на Казанский и Рижский вокзалы, на Курский — на 40%, на Ярославский и Ленинградский — на 20%, говорит представитель департамента транспорта. Один из основных плюсов МЦК — теперь пассажирам не нужно доезжать до вокзалов в центре, чтобы затем пересесть на метро, говорит Латыпов. По его данным, до ввода в эксплуатацию МЦК таких поездок было 25 млн за год.

Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 04 Сентября 2017
  • 590
  • 0
Ермакова Ольга