Экономика

Не рекламная выручка Яндекса

  • 02 Мая 2021
  • 155
  • 0
  • 10

Доходы от сервисов такси, доставки еды и маркета впервые заняли в выручке больше 50%.


В среду, 28 апреля, «Яндекс» опубликовал финансовые результаты за первый квартал 2021 года. Доля рекламной выручки выросла на 12% и впервые составила меньше половины от общей выручки — 36 млрд рублей за январь - март 2021 года. Это 49% от общей выручки компании, которая увеличилась на 39%, достигнув 73,1 млрд рублей, по сравнению с первым кварталом 2020 года.

Выручка сегмента «Такси», в который входят сервисы «Яндекс.Такси», «Яндекс.Драйв» и «Яндекс.Еда» выросла на 89%, составив 26,6 млрд рублей, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Без учета продажи товаров выручка сегмента «Такси» составила 20,7 млрд рублей, что на 57% больше, чем годом ранее. Выручка от продажи товаров («Яндекс.Маркет», «Яндекс.Лавка») выросла на 814%, до 10,9 млрд рублей год к году.

Сейчас объем всего российского рекламного рынка меньше выручки, например, одной МТС, говорит ведущий аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) объем рекламного рынка составил 473 млрд рублей, в то время как выручка МТС — 495 млрд рублей. Рекламный рынок в России маленький поэтому если бы «Яндекс» хотел продолжать развиваться на рынке рекламы, для этого ему бы понадобилось купить, например, «Первый канал», рассуждает Делицын.

Поэтому компания стремится оправдать свою высокую капитализацию за счет других рынков, продолжает он, пытается стать вертикально интегрированным холдингом, как китайские Baidu или Tencent. Но «Яндекс» увеличивает выручку не с помощью искусственного интеллекта или продажи «умных» гаджетов, а за счет такси, доставки еды и «Яндекс.Маркета», указывает аналитик.

«Эти сегменты увеличивают выручку компании, однако стоит учитывать, что они низкомаржинальные. С другой стороны, благодаря передвижениям клиентов на такси и доставке еды, компания собирает о них больше данных и в будущем сможет продать больше товаров», — прогнозирует он.

Доходы «Яндекса» от рекламы зависят от его доли на поисковом рынке, а также от состояния экономики в целом, считает аналитик банка «Уралсиб» Константин Белов.

«Потенциал российского рекламного рынка ограничен, потому что его рост зависит от макроэкономических показателей. На этом рынке «Яндекс» не может прыгнуть выше головы, однако рост доходов от рекламы все равно хороший», — оценивает Белов.

С другой стороны, продолжает он, новые направления бизнеса, такие как такси и доставка еды, — по своей природе быстрорастущие, потому что пока это малонасыщенные рынки. Сейчас игроки рынка всячески пытаются усиливать свои позиции на рынках такси и электронной коммерции, поэтому инвестируют в эти направления и развивают их.

«Все они пытаются застолбить позицию на рынке. У «Яндекса» есть бренд и технологические возможности, чтобы не отставать от конкурентов», — отметил аналитик «Уралсиб».

Общая скорректированная EBITDA «Яндекса» увеличилась на 5% и составила 10,4 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Чистый убыток составил 4,3 млрд рублей, а скорректированная чистая прибыль — 2,2 млрд рублей.

«Ключевым фактором, повлиявшим на скорректированную прибыль, стала консолидация «Яндекс.Маркета», — отметил представитель «Яндекса».

Компания начала консолидировать показатели «Яндекс.Маркета» в своей отчетности с четвертого квартала 2020 года после того, как «Яндекс» и «Сбер» договорились разделить совместные активы в середине прошлого года.

Также «Яндекс» повысил годовой прогноз по выручке до 315-330 млрд рублей. По итогам 2020 года прогноз «Яндекса» на 2021-й составлял от 305 до 320 млрд рублей.

Результаты «Яндекса» за первый квартал 2021 года оказались примерно на 5% выше консенсус-прогноза «Интерфакса» по выручке и на 19% — по EBITDA, говорится в аналитической записке Goldman Sachs (есть у Forbes), посвященной отчетности компании. Аналитики GS связывают рост выручки и EBITDA с более высокими результатами сегмента «Такси», а также результатами сегмента «Поиск и портал» — его выручка составила 35,1 млрд рублей, что на 15% выше, чем в январе-марте 2020 года.

Ирина Юзбекова, Анастасия Скрынникова, Forbes Contributor

Понравилась ли Вам статья?

Нравится10
  • 02 Мая 2021
  • 155
  • 0