При выборе системы налогообложения имеет значение уровень доходов, величина автопарка, количество сотрудников компании и т.д.
Любой хозяйствующий субъект, занимающийся перевозкой пассажиров или грузов, обязан своевременно уплачивать установленные законодательством налоги и сборы. При выборе системы налогообложения имеет значение уровень доходов, величина автопарка, количество сотрудников компании и т. д. Стоит заметить, что организации и индивидуальные предприниматели (ИП) уплачивают разные налоги.
В России существуют: общий режим налогообложения (ОРН) и специальные (льготные) режимы налогообложения (СРН). СРН, в свою очередь, предусматривает:
Законодательством определено разделение налогов и сборов на федеральные, региональные и местные налоги, взимаются также отраслевые налоговые сборы и платежи.
Крупные перевозчики, как правило, используют общий режим налогообложения – ОРН. Для организаций этот режим предусматривает уплату, например, следующих налогов: налог на прибыль организации (ставка 20 %), налог на имущество организаций (ставка не выше 2 %) и НДС, т.е. налог на добавленную стоимость (ставка 18 %). В зависимости от местоположения и типа деятельности, юридические лица при ОРН уплачивают и другие налоги и сборы, например, транспортный и земельный налоги.
Для индивидуальных предпринимателей ОРН предусматривает, что доходы от деятельности облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13 %. ИП также обязаны платить налог на имущество физических лиц (ставка 0,1 – 2 %) и в определенных законодательством случаях – НДС (ставка 18%).
Хозяйствующие субъекты среднего и малого бизнеса могут использовать различные специальные режимы налогообложения (СРН). «Упрощёнка» (УСН) применяется в двух вариантах: налог на доходы по ставке 6 % (в регионах России может быть установлена ставка 1 – 6%) или налог на разницу между доходами и расходами по ставке 15 % (в регионах России ставка колеблется в пределах от 5 % до 15 %) [1].
Ставка налога может быть понижена (например, на территории Крыма пока действует льгота по налогу: ставка 0 %). Первый вариант УСН (фиксированный процент от доходов) имеет смысл применять, если расходы составляют менее 60 % от доходов, или же их трудно подтвердить документально. Второй вариант УСН (доходы минус расходы) лучше выбирать, если расходы компании составляют больше 70–80% от доходов, они регулярные и легко подтверждаются документами, или еще если в регионе перевозчика установлена льготная ставка. Налог по УСН платится ежеквартально, а налоговая отчетность сдается один раз в год.
«Вменёнку» (ЕНВД) могут платить юридические лица и ИП, которые имеют не более 20 транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров или грузов [2]. Плюс этой системы в том, что величина налога является фиксированной и не находится в зависимости от доходов компании, как в предыдущих двух системах, поэтому она довольно популярна среди небольших компаний-перевозчиков грузов. Величина налога по ЕНВД высчитывается по ставке 15 %, периодичность уплаты налога – один раз в квартал.
Патентной системой налогообложения вправе пользоваться лишь ИП. Ее суть заключается в покупке патента сроком не меньше месяца и ведении книги учета доходов. При выборе этого режима ИП не нужно ежеквартально платить налоги и предоставлять в налоговую инспекцию отчетность. Цена патента зависит лишь от величины потенциально возможного дохода, установленного местным законодательством. Величина реального дохода ИП не влияет на размер выплаты. Однако нужно иметь в виду, что патентную систему могут использовать только ИП, имеющие в своем штате не больше 15 человек и доход не более 60 млн. руб. в год [3].
Организациям и ИП, работающим по системам ОРН, УСН и ЕНВД, необходимо отчислять страховые взносы: в Пенсионный фонд, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в Фонд социального страхования. ИП, использующие систему налогообложения на основе патента, обязаны уплачивать взнос лишь в Пенсионный фонд.
Понравилась ли Вам статья?