Uber и КФУ попытались оценить уровень обеспеченности российских горожан машинами такси. Что из этого вышло?
Недавно в сеть попал рейтинг обеспеченности жителей городов России машинами такси. Авторы исследования — Uber и Казанский федеральный университет (КФУ). Для составления рейтинга они провели опрос среди 1600 пользователей Uber в пяти крупнейших российских городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и Казани.
Согласно исследованию, на тысячу петербуржцев приходится 7 машин такси — это первое место рейтинга. На втором и третьем месте Екатеринбург (5,9 машин) и Казань (5,7 машин) соответственно. Москва же расположилась на четвёртом месте — 4,8 таксомотора на тысячу населения. Аналогичный показатель в Нью-Йорке и Лондоне — 12 авто на тысячу населения, отметили в компании Uber.
Однако данные показатели по российским городам, которые предлагают к рассмотрению авторы исследования далеки от реальных — сейчас объясним почему.
А можно ли сравнивать?
Начнём с показателей: их обычно разделяют на абсолютные и относительные. Обеспеченность автомобилями такси в расчёте на тысячу жителей — это относительный показатель. По нему можно сравнивать только города с одинаковым развитием маршрутного транспорта общего пользования (автобусы) и электрического городского уличного (трамвай и троллейбус) и внеуличного транспорта (метрополитен).
При этом необходимо учитывать ряд показателей, характеризующих уровень развития городской мультитранспортной системы:
Отметим, что такие города, как Санкт-Петербург, вообще, имеют уникальную градостроительную и транспортно-инфраструктурную схемы. Город практически разрезан рекой Невой на северную и южную части. Подавляющее количество мостов, соединяющих север и юг, находятся в центре города. Также аэропорт «Пулково» расположен в отдалении от центра, к нему нельзя добраться на электричке или метро. Именно поэтому потребность в такси у Петербурга может быть выше, чем в других городах. Отсюда вывод: нельзя сравнивать по данному показателю Нью-Йорк и Казань, Санкт-Петербург и Новосибирск.
В чём сложность вычислений?
А теперь перейдём непосредственно к расчётам. Один из показателей, который использовался для них — количество жителей. Опять же, если брать Северную столицу, то эти данные можно получить из открытых статистических источников. Однако нельзя забывать о том, что сотни тысяч жителей близлежащей Ленинградской области ежедневно мигрируют между Петербургом и областью — проживая в области, они работают или учатся в городе. При этом они пользуются услугами такси наравне с петербуржцами. Следовательно, хотелось бы узнать: о какой тысяче жителей шла речь в вышеупомянутом исследовании?
Второй показатель, необходимый для расчёта обеспеченности горожан таксомоторами — реальное количество машин такси в городе. Этот показатель также непросто оценить. Как его определили авторы исследования, например, в Санкт-Петербурге? Вероятно, эмпирически?
Конечно, можно использовать открытые данные по количеству выданных разрешений на перевозки пассажиров и багажа легковым такси. Однако они не будут отражать реальную картину, потому что за тот срок, на который выдаются официальное разрешение на таксомоторные перевозки (5 лет), многие автомобили могли перестать использоваться в качестве такси. Например, водитель передумал заниматься извозом, машина попала в серьёзное ДТП или сломалась и перестала использоваться и т. д. Тем более что в среднем автомобиль такси эксплуатируется всего 3–4 года — далее обычно покупается новая машина.
Кроме того, на дорогах города работают такси из других субъектов РФ — невозможно подсчитать количество таксомоторов, ежедневно приезжающих работать в Санкт-Петербург из той же Ленинградской области. Что уж говорить о нелегальных перевозках, доля которых по приблизительным оценкам составляет около 30–50% всего рынка такси. Очевидно, что суммарный расчётный показатель количества автомобилей такси далёк от реальных цифр.
Что в итоге?
Какой вывод можно сделать на основе анализа исследования, подготовленного Uber и КФУ? Полученные ими данные вряд ли корректно характеризуют реальную обеспеченность россиян автомобилями такси. К сожалению, это исследование — не что иное, как очередная рекламная акция мирового агрегатора услуг такси, который называет себя «Сервис для вызова автомобиля».
Тем более что количество автомобилей такси на тысячу жителей — лишь приблизительный показатель, никоим образом не отражающий реальное состояние качества и безопасности таксомоторных услуг в городах страны.
Получается, что мы имеем некий коэффициент, который не показывает действительного положения вещей, а лишь даёт усреднённые показатели, основанные на некорректной выборке и сравнении неподдающихся к сравнению показателей. Иными словами, как в старом анекдоте — средняя температура по больнице.
Понравилась ли Вам статья?