Инфраструктура

Преждевременное разрушение дорог. Куда ведет колейность?

  • 25 Июля 2016
  • 1696
  • 0
  • 00

Какого качества дорожное покрытие на российских дорогах? Какие документы устанавливают требования к нему? Из-за чего дороги преждевременно разрушаются и насколько опасна колейность?

Одна из извечных российских бед – дороги, так и остается огромной государственной проблемой. В 2015 году в швейцарском рейтинге конкурентоспособности стран Global Competitiveness Report, публикуемом ежегодно на Всемирном экономическом форуме, автодороги России заняли 123 место среди 140 стран (рядом – Бразилия, Бенин и Нигерия). При оценке уровня развития дорог зарубежные эксперты учитывают главным образом три показателя: количество населенных пунктов, не имеющих круглогодичного доступа к дорогам с твердым покрытием, железной дороге или портам, состояние улично-дорожной сети в городах и протяженность дорог первой технической категории (автомагистралей).

Подводя итоги своей работы за 2015 год, чиновники из Федерального дорожного агентства нашли оправдание безобразному состоянию российских дорог в том, что будто бы существует взаимосвязь между ухудшением качества дорожного полотна и снижением количества дорожно-транспортных происшествий. По их словам, чем лучше состояние дорог, тем чаще водители превышают скорость, выезжают на встречную полосу, что ведет к ДТП. Этот безответственный тезис разбивается официальной статистикой ГИБДД, согласно которой за первое полугодие 2016 года одной из причин 34337 аварий (это 47 % от общего числа ДТП в России) были «неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети» [1].

Основные нормативно-правовые акты, излагающие требования к качеству дорожного покрытия в нашей стране, это:

1) ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» [2],

2) Свод правил 34.13330.2012 «Автомобильные дороги». Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85 [3];

3) Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС - 014 - 2011) [4].

Однако если говорить о федеральных трассах, то, по данным Министерства транспорта РФ, только 10% таких дорог отвечают установленным нормам. Ситуация с качеством региональных и местных дорог, к сожалению, не лучше.

Есть и другая сторона медали. Как сделать так, чтобы дороги отрабатывали положенный им срок? Как предупредить чрезмерно быструю изнашиваемость дорожного полотна? Здесь требования предъявляются к тем, кто за рулем, и их работодателям. Законодательством России закреплены ограничения по нагрузке на ось транспортных средств [5; 6; 7]. Допустимая нагрузка машины зависит от категории дороги и технических характеристик самого транспортного средства. Ущерб, наносимый автодорогам грузовиками, нагруженным свыше установленной нормы, «Росавтодор» оценивает в 2,5 трлн. руб. в год. По данным этого ведомства, 28% федеральных трасс постоянно испытывают перегрузки (причем только треть этих дорог в состоянии принять машины, имеющие нагрузку более 10 тонн на ось). А каждый третий грузовик, перемещающийся по нашей стране, перегружен в среднем на 45%. По этим причинам более 25% дорог работают с превышением расчетной интенсивности движения и нагрузки. Федеральное дорожное агентство старается компенсировать наносимый вред путем ужесточения весового контроля и взимания с нарушителей штрафов. Собираемые денежные средства впоследствии должны пойти на ремонт дорог. Но это не решает глобальной проблемы: дороги быстро становятся небезопасными, в большом количестве появляются дефекты дорожного покрытия (ямы, колейность).

Колейность, опасная сама по себе, особую угрозу создает после дождя. Именно при таких обстоятельствах на федеральной автомобильной дороге М53 «Сибирь» в апреле 2015 года произошло ДТП с участием двух легковых иномарок. На довольно широком участке пути (4 полосы) одна из машин, попав в наполненную водой колею при попытке перестроения, вылетела на встречную полосу, где столкнулась с другим автомобилем. Первую машину вынесло в кювет, вторая мгновенно загорелась. Из шести человек, попавших в эту аварию, смог выжить только один. К сожалению, это не единственный пример ДТП, случившегося из-за колейности. Чтобы аварий на разбитых дорогах было как можно меньше, ведомства, ответственные за состояние дорог, должны организовать своевременный контроль и ремонт дорожного полотна.

На каком уровне должны решаться вопросы по обеспечению нормального состояния дорог, попадающих в различные сферы ответственности, диктует Федеральный закон об автодорогах (ФЗ-257). Закон гласит, что органы местной (муниципальной) власти ответственны за состояние местных автодорог, органы государственной власти субъектов РФ – за состояние дорог регионального и межмуниципального значения, федеральные власти соответственно следят за федеральными дорогами. В этих же зонах ответственности власти различного уровня несут обязанности по содержанию дорог, планированию и осуществлению дорожной деятельности, в том числе по ремонту дорог, нанесению разметки, монтажу и замене знаков и т.п. [8]

Источники:
  1. www.gibdd.ru

Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 25 Июля 2016
  • 1696
  • 0