- Главная
- Новости
- Инфраструктура
- Таксомоторные войны дошли до регионов Российской Федерации
Как изменился рынок региональных таксомоторных перевозок с приходом информационно-посреднических компаний, так называемых агрегаторов услуг такси? Кто от этого выиграл, а кто проиграл?
Агрегаторы услуг такси изменили мировой таксомоторный рынок. Несмотря на то, что такие компании своим появлением снизили среднюю цену поездки, уменьшили время ожидания такси и упростили сам вызов машины, не обошлось и без негативных эффектов.
Агрегаторы находятся в более выигрышном положении, нежели традиционные таксомоторные компании: они, как правило, не платят налоги, свободны от затрат на поддержание собственного автопарка, проведение предрейсовых осмотров водителей и технического обслуживания машин, в результате чего могут предлагать более низкие цены. В след за двумя столицами и в крупных городах России конкуренция между агрегаторами и традиционными таксопарками достигла апогея. А какова ситуация в регионах России?
В крупных городах странырынок такси сегментируется по видам компаний. Можно выделить: таксомоторные компаний с собственным парком автомобилей и диспетчерскими службами, диспетчерские компании, которые заключают договора с частными водителями (ИП) и компании-агрегаторы услуг такси, которые заключают договора с таксомоторными компаниямии напрямую с частными водителями (ИП).
В августе 2016 года в городе заработала компания «Яндекс.Такси», которая, с целью привлечения игроков рынка к выполнению своих заказов, стала предлагать различные дотационные схемы.
Перейдем к примерам. Когда в Хабаровске начали работу «Максим»и «Везёт», в городе было 100 легальных таксомоторных компаний. Через пять лет выдержали конкуренцию лишь три компании.
Подавляющее большинство водителей, работающих у агрегаторов, не имеют официальных разрешений на услуги такси. Водителям, имеющим разрешение такая несправедливая конкуренция, конечно, приносила лишь убытки.
Легальные компании неоднократно обращались к властям с предложениями об упорядочении работы агрегаторов услуг такси в городе. Первое соглашение, отвечающее этой задаче, власти подписали с компанией «Везёт», также ведутся переговоры со второй фирмой, ее название пока не называется. Отныне на территории Хабаровска компания «Везет» обязана работать исключительно с водителями, имеющими разрешение на перевозки пассажиров легковым такси.
По условиям соглашения, работающие с «Везет» юридические лица и ИП, обязаны проводить техосмотр автомобиля каждые 6 месяцев, проходить предрейсовый медосмотр и иметь таксометр. Правда пока не ясно, как городские власти и компания «Везет» сможет контролировать исполнение этих условий.
Таким образом, те хабаровские легальные перевозчики, которые выдержали конкуренцию сагрегаторами заказа такси, основной проблемой местного рынка считают скорее большое количество нелегалов.
В Пскове ситуация немного иная: собственного автопарка не имеет ни одна компания, на рынке функционируютлишь диспетчерские компании, работающие с уже сформировавшейся базой частных водителей и новоприбывшие - «МногоТакси», «Везет» и «Максим». При появлении на рынке новых фирм, диспетчерские компании не пошли с ними на контакт, так как понимали, что основная борьба развернется за частных водителей.
Агрегаторам ничего иного не оставалось, как напрямую работать с частными водителями, зачастую нелегальными. В конечном счете, предложенное агрегаторами демпинговое снижение цены и увеличение количества автомобилей такси на рынке города, привело к тому, что водителитеперь вынуждены работать больше для достижения прежнего уровня заработка. Старые диспетчерские компании также оказались не готовыми к снижению цен и стали терять клиентов.
Возникшую проблему компании изложили в письме Государственному Комитету Псковской области по транспорту.
На просьбу очистить город от нелегалов и восстановить справедливую конкуренцию в комитете отреагировали лишь спустя год.
Законопроектом «Об отдельных вопросах организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси и регионального контроля в Псковской области» наряду с регламентированием единых цветов окраски кузова такси, установкой регистрационных знаков типа 1Б (жёлтого цвета) и ограничением возраста автомобилей такси, предлагается ввести обязательную регистрацию агрегаторов услуг такси в Псковской области.
Также законопроект предусматривает административную ответственность за передачу заказов нелегальным водителям. Стоит отметить, что такие меры нацелены скорее на борьбу с нелегалами, нежели на создание условий здоровой конкуренции на рынке такси.
Проанализировав два региональных рынка такси, можно сделать вывод, что там присутствуют те же проблемы, что и в столичных городах: усиление нездоровой конкуренции, демпинг со стороны агрегаторов услуг такси, снижение заработка водителей, уход с рынка таксомоторных компаний, наличие большого количества нелегальных перевозчиков. Пока, конкурентные войны не спровоцировали массовых выступлений, и возможно этого можно будет избежать с помощью реальных административных мер со стороны властей.
Понравилась ли Вам статья?