Мнение эксперта

ФАС не рассудила агрегаторов

  • 08 Сентября 2021
  • 365
  • 0
  • 10

Агрегатор такси «Максим» подал иск к Федеральной антимонопольной службе.


В нем он пытается оспорить выводы службы по поводу демпинга со стороны китайского агрегатора заказов такси DiDi. Компания требовала запретить конкуренту устанавливать цены на перевозки ниже рыночных, но ФАС не нашла в действиях DiDi нарушений.

Сервису такси «Максим» обратился в суд, чтобы оспорить отказ Федеральной антимонопольной службы (ФАС) возбудить дело о недобросовестной конкуренции в отношении китайского агрегатора такси DiDi. Компания жаловалась на него ФАС и просила пресечь демпинг со стороны конкурента. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на «Максим» и решение ФАС. 

ФАС ответила на жалобу сервиса такси 17 августа. Свой отказ служба мотивировала тем что российский рынок агрегаторов такси является высококонцентрированным, а вход на него требует значительных инвестиций. В письме ФАС указывается, что в действиях ООО «ДиДи Мобилити РУС» (юридическое лицо DiDi в России) «не содержится признаков нарушения антимонопольного законодательства». Компания к тому же не занимает доминирующего положения на рынке. В DiDi газету заверили, что строго следуют законам России и принципам честной конкуренции.

Агрегатор «Максим» в своей жалобе настаивал, что DiDi демпингует в регионах и доплачивает водителям. Компания просила запретить конкуренту устанавливать цены на перевозки ниже рыночных. DiDi, входящий в китайский холдинг Didi Chuxing, запустился в России в августе 2020 года. За год DiDi отчиталась о начале работы в 38 городах и 5 млн пользователей. За год водители совершили 36 млн поездок через сервис.

ООО «Максим-Курск» и ООО «Максим-Казань» 6 сентября подали иск к ФАС, обнаружила газета в картотеке арбитражных дел. Представитель «Максим» подтвердил, что иск касается жалобы на действия DiDi и ответа ФАС.

«При обжаловании решения службы мы постараемся убедить суд, что немотивированный отказ в возбуждении дела лишает нас возможности проверить правильность выводов ФАС, а также полноту проверки наших доводов», — сказал он.

«Максим» будет сложно оспорить решение ФАС, считает старший юрист коммерческой группы VEGAS LEX Ксения Ерофеева.

«Выявление признаков нарушения, а также оценка их достаточности для возбуждения дела находятся в компетенции самой службы», — сказала она.

Старший юрист Kulik & Partners Law.Economics Мария Канунцева сообщила, что примерно пятая часть решений антимонопольного органа об отказе в возбуждении дела успешно обжалуется. Ерофеева добавила, что победа в суде не гарантирует, что ФАС впоследствии возбудит дело и вынесет решение. Суд может лишь указать на пробелы в анализе, но не принимает за службу соответствующее решение, сказала она.

Доплаты водителям, сотрудничающим с агрегаторами, появились в начале развития агрегаторов и были призваны удерживать их на линии, чтобы удовлетворять спрос всех клиентов сервиса, объяснила председатель Общественного совета по развитию такси в регионах Ирина Зарипова. По ее мнению, нынешняя позиция ФАС свидетельствует о нежелании понимать проблему и разобраться в ситуации на рынке. Собеседник на рынке отметил, что на фоне консолидации приход DiDi с беспрецедентными программами финансовой мотивации партнеров «добивает» бизнес средних игроков.

Демпинг — не единственная претензия к DiDi в России. В июле Forbes сообщал, что Национальный совет такси пожаловался Владимиру Путину на агрегатор, который обрабатывает за рубежом собранные о россиянах данные, что создает угрозу для нацбезопасности. В самой компании эти претензии отвергают.

После выхода DiDi на российский рынок в 2020 году аналитики Goldman Sachs отмечали в записке для инвесторов (есть у Forbes), что в краткосрочной перспективе появление нового игрока негативно отразится на действующих игроках рынка в регионах присутствия DiDi. Еще более негативное влияние это окажет на небольших представителей отрасли, «у которых менее лояльная и более чувствительная к ценам клиентская база». Крупные игроки смогут защитить свою долю на рынке за счет развития нескольких приложений (Яндекс Go и Uber, «Ситимобил» и VK Taxi), высокой узнаваемости брендов и лояльности пользователей, собственных навигационных технологий, а также беспилотного транспорта от «Яндекса», указано в отчете.

Сергей Мингазов, Forbes Staff


Понравилась ли Вам статья?

Нравится10
  • 08 Сентября 2021
  • 365
  • 0