Мнение эксперта

Мнение: как каршеринг работал в 2022 году

  • 24 Января 2023
  • 80
  • 0
  • 10

О рынке каршеринга в условиях санкций, пополнении автопарка китайскими машинами и о том, как получить высокий рейтинг водителя в каршеринге.


Каршеринг в новых условиях


— Как чувствовал себя рынок каршеринга в России в 2022 году?

— Чтобы это понять, достаточно посмотреть на автомобильный рынок в России. В 2022 году с него ушли многие западные бренды, и это отразилось на стоимости покупки и обслуживания автомобилей. Как следствие — покупать машины стали меньше. Например, АЕБ прогнозирует, что за весь 2022 год будет продано 640 тыс. новых автомобилей — это уровень 2005 года. Для сравнения: в 2011–2012 годах продавалось по 2 млн новых машин.

В случае, когда потребитель не может купить свой автомобиль, он пересаживается на общественный транспорт, такси и каршеринг.

— Как на этом фоне обстоят дела у «Делимобиля»?

— Мы видим, что многие пользователи, которые раньше ездили и на каршеринге, и на своей машине, пересаживаются полностью на каршеринг. Нам, как и другим игрокам, пришлось адаптироваться к новым реалиям рынка: например, мы пополнили парки китайскими брендами, с которыми раньше не работали. Пользователи уже оценили эти машины. Им понравилась комплектация, то, как они ведут себя на дороге. За 2022 год наш парк пополнился на 1000 новых машин.

Но пополняем парк мы не только китайскими автомобилями. В 2022 году «Делимобиль» добавил в приложение новую категорию автомобилей — она называется «Стиль». Пользователям в Москве стали доступны Mercedes-Benz GLE 400d, BMW X6 40i M Sport, Mercedes E200 Coupe Sport+ и другие. Всего в категории более 50 машин.

Кроме того, у «Делимобиля» есть инфраструктура, которая занимается обслуживанием парка. Она позволяет обеспечивать высокую эффективность и адаптивность бизнеса, а также высокие стандарты по качеству обслуживания автомобилей.

Все это позитивно отразилось на результатах бизнеса. За 9 месяцев 2022 года рост выручки «Делимобиль Холдинг СА» составил более 30%, рост EBITDA — около 45%.

Сервисное обслуживание машин и работа с рисками


— Как вы следите за состоянием машин? Как обеспечиваете чистоту автомобилей? Поменялось ли что-то в 2022 году?

— Ничего не поменялось. У «Делимобиль Холдинга» есть собственная операционная инфраструктура, которая обеспечивает мойку, заправку, ремонт и техническое обслуживание автомобилей каршеринга. За 2022 год мы расширили эту инфраструктуру, в частности, открыли новые СТО в Казани и Самаре, а так же значительно расширили инфраструктуру в Санкт-Петербурге.

Для автомобилей есть свой график мойки, который зависит от множества факторов: количества поездок, места нахождения автомобиля и так далее. Если же пользователи сигнализируют о том, что кузов грязный, мы моем машину внеурочно.

Машины обслуживаются не только на станциях технического обслуживания, но и непосредственно на местах в городе — проверяется их техническое состояние, перемещаются на СТО и мойку, заправляются. Обеспечить такое эффективное обслуживание было бы невозможно без специального приложения, в котором отражается вся необходимая для обслуживания автомобилей информация. Ее анализируют специальные алгоритмы. Все они работают на основе Big Data: подсказывают, когда пора заправить и помыть машину, пришло ли время отвезти ее на ТО. Это позволяет эффективнее обслуживать машины и поддерживать их качество на высоком уровне.

— Какие датчики есть в машине, которых нет в обычном автомобиле?

— Самый главный датчик — телематика. Она позволяет считывать множество разных данных с машины: от статуса открыта/закрыта до информации о стиле вождения.

Стиль вождения — это одна из самых комплексных оценок. За ее формирование отвечают алгоритмы, которые учитывают более 150 критериев, в том числе среднюю скорость, маневры, стиль торможения или ускорения.

В приложении мы постоянно даем пользователям рекомендации о том, как улучшить стиль вождения: например, не совершать резкие маневры или тормозить плавнее. За 2022 год примерно 40% клиентов «Делимобиля» улучшили свой стиль вождения вследствие наших рекомендаций.

Ответственное поведение водителей за рулем приводит к тому, что на дорогах ежегодно сокращается количество ДТП с участием каршеринга. В декабре Департамент транспорта Москвы отчитывался, что за девять месяцев 2022 года число таких аварий сократилось на 9% год к году. «Делимобиль» внес существенный вклад в эту динамику.

— Как происходит распределение машин в зависимости от времени суток? Готовят ли их к утру? Как распределяют в зависимости от районов?

— Большинство машин моется ночью, после 23:00, чтобы утром пользователей ждали уже готовые чистые автомобили. Основная часть машин вечером распределяется в спальные районы из центра города, а утром — наоборот. Это естественный процесс: люди едут из дома на работу утром, а вечером обратно. В обед больше всего машин каршеринга в центре города.

Кроме того, у «Делимобиля» есть динамическое ценообразование, которое позволяет распределять автомобили наиболее эффективно в зависимости от спроса в каждом определенном районе.

— Как идет работа с рисками? Аварии, лихачи и т. д?

— Мы заботимся о том, чтобы водители вели себя ответственно и обеспечивали безопасность дорожного движения. Для этого мы внедряем различные технологические решения в сервис. Например, технологию проверки водителя — действительно ли он находится за рулем. Или виртуальный тест на трезвость.

Еще есть индикатор стиля вождения — он анализирует, как человек водит, и в зависимости от этого мы даем скидку и открываем доступ к разным автомобилям. Машины эконом-класса доступны молодым водителям: в регионах, например, от 18 лет и с нулевым стажем. Машины категории «Стиль», куда входят дорогие автомобили с расширенной комплектацией, доступны водителям от 26 лет и общим стажем шесть лет.

Кроме того, открывая категории выше эконома, мы смотрим на стиль вождения и наличие штрафов: если человек ездит неаккуратно, постоянно получает штрафы и небрежно относится к машинам, например, оставляет мусор, то бизнес-класс будет ему недоступен. Если клиент превышает скорость — мы отправляем ему уведомления и просим быть внимательнее. Если же нарушения регулярно повторяются — таких пользователей мы можем навсегда заблокировать в сервисе.

Как снизить тариф и получить высокий рейтинг


— Есть ли динамическое ценообразование и какие практики может применять человек, чтобы снизить себе тариф?

— У нас есть динамическое ценообразование: в зависимости от спроса и предложения в определенной зоне. Более того, к некоторым автомобилям могут применяться скидки. Их рассчитывает алгоритм. Кроме того, в 2022 году мы запустили пакетные тарифы, где можно выбрать оптимальное количество километров и часов по выгодной цене.

Мы поощряем наших пользователей чаще ездить на «Делимобиле», поэтому за накопленные минуты в месяц пользователю может начисляться скидка от 5% до 15%. Если пользователь не нарушает ПДД и не получает штрафы, то может получить до 3% скидки. Если у него высокий стиль вождения (от 55), то он тоже получает скидку до 15%. Все скидки могут суммироваться. Чтобы пользоваться «Делимобилем» было выгоднее, нужно чаще ездить, не нарушать ПДД и не лихачить.

— Как рассчитывается рейтинг водителя? Почему именно такие критерии?

— Рейтинг рассчитывается из нескольких критериев: стиль вождения и частота поездок. Чем выше общий рейтинг, тем больше дополнительных преимуществ от сервиса получает пользователь.

Когда списывают автомобили каршеринга


— Куда отправляются старые машины, по каким критериям их списывают?

— После шести лет использования мы реализуем автомобили на вторичном рынке. Это могут быть как оптовые продажи, так и в розницу физическим лицам. Все машины в отличном состоянии, благодаря инфраструктуре о которой мы говорили.

За каждым автомобилем мы внимательно следим на протяжении всей его работы в сервисе: знаем пробег, историю ДТП, проводим регулярно ТО и заправляем качественным бензином. Поэтому к продаже автомобили готовы: можно купить и сразу ехать.

Кто и как оплачивает штрафы


— Кто и как оплачивает штрафы при использовании службы каршеринга?

— Штрафы бывают двух типов. Первые — городские, с камер. Тут такие же правила, как и с собственной машиной, только оплачивать нужно не в ГИБДД/МАДИ, а в приложении «Делимобиль». Штраф приходит на нашу машину, мы в системе сопоставляем время и место с арендой, узнаем, кто брал ее. После этого выплачиваем штраф в ГИБДД и перевыставляем штраф пользователю в приложении.

Вторые — это штрафы нашего сервиса. Они касаются преимущественно поломок автомобилей и мусора, а также ситуаций, когда люди жалуются на неправильно припаркованные автомобили, которые перекрывают, например, выезд из двора. Все эти штрафы призваны помочь людям бережнее относиться к машинам, которыми будут пользоваться другие клиенты.

— Что делать, если застрял, например, в снегу? Будет ли оплачиваться это время?

— Если в городе по каким-то причинам машина забуксовала и не может тронуться с места, можно обратиться в службу поддержки, мы поможем, например, завершить аренду. Дальше — вызовем на место бригаду техников, которые займутся проблемой.

— Могут ли эвакуировать автомобиль каршеринга?

— Как и в случае с личным автомобилем, если каршеринг припаркован с нарушением ПДД, например, под знаком «Парковка и остановка запрещена», то, да, его могут эвакуировать.

Об эксперте:

Винченцо Трани, основатель каршеринга «Делимобиль». До приезда в Россию работал в итальянском банке «Монте дей Паски ди Сиена» (Monte dei Paschi di Siena Bank), где прошел путь от кассира до управляющего филиалом. С 2000 года живет и работает в России. В разное время занимал руководящие позиции в крупнейших международных и российских банках, таких как Европейский банк реконструкции и развития, КМБ Банк и другие.

Источник: rbc


Понравилась ли Вам статья?

Нравится10
  • 24 Января 2023
  • 80
  • 0