- Главная
- Новости
- Мнение эксперта
- Мнение: почему растут цены на топливо
Вице-премьер Александр Новак 8 июля поручил Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) не допустить роста цен на АЗС выше инфляции.
С конца мая за месяц розничные цены на бензин выросли более чем на 1,5%, причем за последнюю неделю июня - на 0,5%. В среднем за этот период к 1 июля бензин подорожал на 86 копеек, такие данные приводит Росстат.
По информации Московской топливной ассоциации (МТА), в июле рост продолжается. Только за три недели, с 17 июня по 8 июля, на столичных АЗС стоимость марок бензина АИ-95 и АИ-98+ выросла больше чем на рубль, а АИ-92 - на 95 копеек.
Внешне происходящее напоминает ситуацию прошлого года, когда уже к концу лета подорожание на заправках обогнало уровень инфляции и правительству пришлось принимать экстренные меры для сдерживания роста цен. Был введен запрет на экспорт бензина и дизельного топлива (ДТ), увеличены нормативы их биржевых продаж, а ФАС ужесточила контроль за нефтебазами и АЗС. Все эти инструменты остаются у правительства под рукой, но в этом году все же ситуация немного иная.
В прошлом году рост цен в рознице был связан со скачком вверх биржевых котировок топлива. Тогда на торгах марка АИ-92 превысила отметку 70 тыс. руб. за тонну, АИ-95 торговалась выше 75 тыс. руб., а ДТ - 74 тыс. руб. за тонну. Сейчас на бирже марка АИ-92 продается за 54,7 тыс. руб. за тонну, АИ-95 - 67,7 тыс. руб., а ДТ - 59,7 тыс. руб. за тонну. То есть в этом году они минимум на 10% ниже. А вот в рознице сегодняшние цены топлива уже обогнали максимальные показатели прошлого года. Но это совсем не говорит о кризисе, хотя и неприятно. Рост цен на АЗС ограничен годовой инфляцией и пока отстает от ее уровня на 1,3% (с начала года, 3,2% - топливо и 4,5% - инфляция). Пока все в пределах нормы, но разрыв быстро сокращается.
Как отметил аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман, в последние 3-4 недели наблюдается заметный рост оптовых цен на бензин (АИ-95 с минимумов начала июня подорожал более чем на 25%). Цены действительно заметно ниже, чем были на пиках осени прошлого года, однако те значения являлись скорее кризисными.
В сентябре прошлого года правительство приняло решение сократить в два раза выплаты по демпферу (компенсация нефтяникам за поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных). В результате биржевые котировки превысили уровень, после которого демпфер не выплачивается. Розничные цены реагировали не так быстро, а поскольку уже в октябре выплаты по демпферу вернули в полном объеме, цены на АЗС просто не успели среагировать на пик подорожания. В этом году резкого скачка биржевых котировок не было, они колеблются, иногда снижаясь, иногда поднимаясь, но все же постепенно растут даже относительно показателей 2023 года, исключая период осеннего кризиса.
По словам генерального директора OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина, рост цен - результат сочетания пяти факторов: сокращения производства нефтепродуктов, общего восстановления автомобильного рынка, сезонного роста спроса, увеличения издержек нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и роста поставок за рубеж после майского разрешения экспорта.
Статистика Росстата по производству бензина и ДТ сейчас закрыта, а косвенные данные эксперты интерпретируют по-разному. А вот относительно восстановления авторынка есть данные "Автостата". В мае 2024 года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ увеличились на 76%, достигнув 127,2 тыс. единиц и вплотную приблизившись к уровню продаж мая 2021 года (147,4 тыс. единиц), говорит Терешкин.
Что касается издержек, то четверть НПЗ (25,6%) зафиксировали убытки по итогам января - апреля 2024 года. Участники отрасли пытаются компенсировать издержки за счет повышения цен и наращивания экспорта: если в мае морские поставки бензина из РФ составляли 99 тыс. баррелей в сутки (б/с), то в июне их объем достиг 150 тыс. б/с, согласно данным S&P Global Platts. Однако рост экспорта приводит к усилению рисков дефицита на внутреннем рынке и, как следствие, новой волне роста цен, считает эксперт.
Если цены на АЗС уже летом догонят инфляцию, вполне возможно ожидать ответных мер правительства. По мнению ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, запрет на экспорт нефтепродуктов прошлой осенью уже доказал, что сдерживать цены можно. Хотя в итоге такие запреты имеют побочный эффект в виде сокращения выпуска нефтепродуктов, что в среднесрочном периоде может само по себе стать фактором роста биржевых и розничных цен.
С точки зрения Терешкина, сегодняшний виток роста цен будет остановлен новым запретом на экспорт. Разрешение на поставки бензина за рубеж (действует с июня до конца июля) с высокой вероятностью не будет продлено на август 2024 года. Но причины для роста цен все равно сохранятся. Вынужденные простои на НПЗ будут чреваты дефицитом на внутреннем рынке и увеличением издержек нефтяников. Поэтому более высокие, чем в первые месяцы 2024 года, темпы прироста цен будут сохраняться как минимум до конца теплого сезона.
По словам Кауфмана, пока рост цен в рознице умеренный, и по итогам года подорожания больше 6-7% не предвидится. Ожидаемый выход Нижегородского и Сызранского НПЗ с ремонтов позволит охладить оптовые цены, поскольку уровень нефтепереработки в июле-августе вернется к максимумам этого года. Если этого по каким-то причинам не произойдет, то возможно быстрое возвращение запрета на экспорт, считает эксперт.
При этом ни один из опрошенных экспертов не допустил снижения цен в рознице. Причина - отсутствие не только предпосылок, например, падения цен на нефть, но и возможностей снизить цены НПЗ, а вслед за ними и АЗС. Основная нагрузка на нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую отрасль - налоги, которые для нефтяников росли даже в годы профицита бюджета. Рост же цен на АЗС уже давно и строго сдерживает ФАС, из-за чего в периоды благоприятной конъюнктуры заправки предпочитают накапливать "жирок", а не снижать цены, привлекая клиентов. В результате даже падение биржевых топливных котировок не приведет к каким-то серьезным изменениям в рознице. Снижения цен в рознице.
Понравилась ли Вам статья?