Мнение эксперта

Правительство: программа поддержки электромобилей

  • 18 Мая 2021
  • 434
  • 0
  • 10

Пилотными городами для развития электротранспорта станут Москва, Петербург, Сочи, Севастополь, Казань и Калининград.


Минэкономики подготовило презентацию программы развития электротранспорта до 2030 года. Ее общий бюджет — 418 млрд рублей, пилотными городами станут Москва, Петербург, Сочи, Севастополь, Казань и Калининград, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на презентацию.

Презентацию под названием «Высокоавтоматизированный электротранспорт в городах» разработала рабочая группа при министерстве. До 2024 года на развитие электротранспорта из федерального бюджета предполагается потратить 31,3 млрд рублей. В общем бюджете программы до 2030 года 153,5 млрд рублей — это средства бюджета и внебюджетных фондов. Программу будет реализовывать национальный консорциум во главе КамАЗом.

В декабре прошлого года КамАЗ представил экспериментальный образец легкового электромобиля «Кама-1». В 2020 году продажи электромобилей составили 0,1% продаж от общих. В 2022 году доля приобретаемого в России электротранспорта должна, согласно программе, вырастит до 1,7% от рынка в 1,8 млн машин, к 2030 году — до 15%  при рынке в 2,5 млн штук, а общий парк электромобилей достигнет 1,5 млн штук. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» считает возможным такой рост при условии роста экономики и реальных доходов населения, а Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что планы правительства соответствуют ретроспективным данным по развитым странам Евросоюза.

Плотными регионами для программы станут Москва и Санкт-Петербург, Севастополь и Сочи (курорты с потенциалом развития «электрокаршеринга»), Калининград (город «с высокой концентрацией производства транспортных средств и компонентной базы») и Казань (развитие трассы М12). В них предполагается ввести «нулевой транспортный налог и бесплатный паркинг». Для электромобилей до 2024 года, по планам Минэкономики, нужно более 20 000 зарядных станций (37,7 млрд рублей). 40% средств выделят на них из федерального бюджета (13 млрд рублей), 10% — из средств регионов (3,2 млрд рублей). Инфраструктура будет создаваться из расчета минимум одна станция на десять электромобилей (в населенных пунктах) или на 100 км (для федеральных автодорог). Число зарядных станций к 2030 году вырастет до 150 000 штук. Власти также планируют ограничить импорт. Предполагается ежегодный дополнительный рост утильсбора на импортные электромобили с 2024 года. Чтобы его избежать, автоконцернам придется заниматься локализацией. К 2027 году должны быть обязательно локализованы батарея и электродвигатель.

Бабанский из SBS Consulting считает, что нужно стимулировать кооперацию российских производителей батарей и двигателей с мировыми автопроизводителями (экспорт батарей), так как внутреннего рынка даже в 370 000 штук недостаточно для конкурентоспособной локализации (завод Tesla в Германии имеет мощность 400 000 штук). По его словам, есть смысл задуматься о стимулировании производства компонентов для батарей — катодного порошка, алюминиевой, медной фольги и прочего. Минэкономики предлагает субсидирование R&D и производства катодных и анодных материалов. Аналитик отмечает, что катодные и анодные порошки — основа батареи, но в России компетенции по ним «носят лабораторный характер».

В КамАЗе отметили, что для развития электромобилей «очевидна необходимость поддержки от правительства», а «софинансирование со стороны государства может иметь значительный эффект для экономики». КамАЗ видит в себе «определенный задел и опыт, чтобы стать лидером в национальной легковой электромобильности, разработать и освоить российский электромобиль». Часть идей, реализованных при проработке концепции электромобиля «Кама-1», ляжет в основу российского семейства электромобилей, сказали в концерне. Запуск серийного производства намечен «примерно на 2024 год».

Понравилась ли Вам статья?

Нравится10
  • 18 Мая 2021
  • 434
  • 0