Мнение эксперта

Зачем нормировать человеколюбие?

  • 19 Января 2019
  • 1180
  • 0
  • 10
Ермакова Ольга

Председатель «Ассоциации перевозчиков пассажиров» анализирует запрет на высадку из транспорта безбилетных детей.

Во вторник Комитет по транспорту Санкт-Петербурга запретил кондукторам города высаживать несовершеннолетних, не оплативших проезд. Изменения внесены в должностные инструкции кондукторов «Пассажиравтотранса» и «Горэлектротранса». 

Оценить данную инициативу мы попросили председателя «Ассоциации перевозчиков пассажиров» Василия Геннадьевича Киселёва.

— Василий Геннадьевич, часто ли возникает такая ситуация, когда юных безбилетников высаживают из автобусов в Санкт-Петербурге?

— Такая ситуация не возникала на моей памяти ни разу. Для Санкт-Петербурга — это выдуманная проблема. Вообще, смысл всей этой регулятивной деятельности в нашей стране связан с высоким километражем трасс маршрутов в регионах. Там есть трассы по 50–100 км, они проходят через леса, через непроходимые места. То есть эта проблема остро стоит в регионах, но не в мегаполисах, таких как Москва, Петербург, Волгоград. Да и там не высаживает детей никто, не выгоняет. Причём тут перевозчик, водитель, причём тут кондуктор?

И ставить это в условия уголовной ответственности, я, как юрист, считают неверным. Статья УК «Оставление в опасности» никогда не имела и не может иметь никакого отношения ни к водителю, ни к кондуктору. Потому что там сказано, что эта обязанность возложена на лицо, которое должно в силу своих должностных обязанностей следить за безопасностью этого человека. Например, врач, который оставляет больного без присмотра и тот умирает. А привязывать это к кондуктору — это крайне вольное трактование УК.

Что касается регионов, то в Новгородской области в прошлом году был скандал, который дошёл до губернатора. Отчитывали тогда руководителя предприятия, водителя. Потом подняли видео и оказалось, что водитель не при чём: он сказал сколько стоит проезд, ребёнок посмотрел, что у него нет денег и вышел из автобуса. При этом из этого был раздут огромный скандал. Тут же проблема ещё в другом. Если вы организуете пассажирские перевозки между населёнными пунктами, и протяжённость пути составляет более 50 км, то не один автобус надо пускать, а хотя бы три, пять, десять... А сейчас если ребёнок не сел в этот единственный автобус, то он пойдёт домой только пешком. И это в богатейшей стране мира… Перевозчики сейчас и так на ладан дышат, а на них ещё обрушивается вал таких требований.

Надо сделать проще. Наша страна могла бы себе позволить сделать бесплатным проезд всем детям до 18 лет и компенсировать затраты перевозчикам. Тогда бы никаких проблем и не возникало.

— Почему на федеральном уровне этот вопрос до сих пор не решён?

— Минтранс РФ уже полтора года прорабатывает это вопрос и не доработал его потому, что крайне сложно с точки зрения федерального законодательства установить эту норму. Здесь важно учесть, что если ребёнок не оплатил проезд и кондуктор его допустил к перевозке, а после этого автобус попал в ДТП, то ребёнок не застрахован по ОСГОПу и не может получить никаких компенсаций. Дело в том, что страхуются по ОСГОПу только пассажиры, то есть те лица, которые оплатили проезд. Из-за этой юридической дилеммы Минтранс и не может разработать федеральный закон. При этом петербургский Комитет по транспорту уже всё принял и «решил» эту сложность.

Руководители предприятий находятся в недоумении по поводу этой инициативы. Даже если случаи отсутствия у детей денег для оплаты билета были, то их просто перевозили бесплатно. Об этом не надо говорить, это нормально. Но зачем нормативно регулировать человеколюбие?

— К чему приведёт реализация этого регламента?

— Я уверен, что сейчас количество детей, которые останутся без денег в транспорте резко увеличится. Обычный человек прочитает эту новость так: «водители автобусов должны возить детей бесплатно». Это приведёт к социальному паразитированию. Дети будут бесплатно ездить, родители не будут давать денег на проезд. Крайними будут трудяги — кондукторы и водители, то есть те, на ком зиждется весь транспорт.

Теперь если кондуктор не пустит в автобус ребёнка без денег — это будет страшнейший скандал, оскорбление всех предприятий частного бизнеса. При этом валовый объём перевозок сейчас выполняет частный бизнес и если бы не он, то всё давно бы рухнуло. Об этом все забывают.

 

В завершение я хотел бы напомнить, что в этом году, как и в предыдущих, частные перевозчики Санкт-Петербурга участвуют в ежегодных городских мероприятиях, посвящённых торжественному празднованию Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и в период с 26 по 28 января предоставляют ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны право бесплатного проезда на всех обслуживаемых ими коммерческих автобусных маршрутах.


Понравилась ли Вам статья?

Нравится10
  • 19 Января 2019
  • 1180
  • 0
Ермакова Ольга