- Главная
- Новости
- Мнение эксперта
- Закон о такси: агрегаторы могут быть привлечены к солидарной ответственности
Закон о такси: агрегаторы могут быть привлечены к солидарной ответственности
- 29 Июля 2020
- 556
- 0
Новая версия закона о такси направлена на максимальную защиту тех, кто пользуется этим видом перевозок.
Как навести порядок на рынке таксомоторных перевозок и сделать поездки безопасными? Возможно ли убрать из отрасли нелегалов? Ответы на эти вопросы искали эксперты, парламентарии и чиновники в ходе «круглого стола» в Ростове-на-Дону 27 июля, который был посвящён перспективному регулированию деятельности такси в России.
В последние годы рынок перевозок пассажиров и багажа легковыми такси значительно вырос. Так, в 2018 году его объём в России составил 671 миллиард рублей. В прошлом году численность работников в этой сфере превышала полмиллиона. Граждане активно пользуются такси, что подтверждается статистикой. Так, в городах с населением менее 50 тысяч, почти 46 процентов жителей пользуются именно частным извозом, если возникают проблемы с общественным транспортом.
Как рассказала «Парламентской газете» первый зампред конституционного комитета Совета Федерации Ирина Рукавишникова, в последние годы эта сфера подверглась существенной цифровой трансформации. Активное развитие получили службы заказа легкового такси, так называемые агрегаторы таксомоторных перевозок. По оценкам экспертов, они контролируют более 60 процентов рынка.
Вместе с тем наряду с позитивными рынок характеризуется и негативными факторами. Это увеличение аварийности с участием автомобилей такси, отсутствие должного контроля за перевозчиками, рост нелегального рынка перевозок, уход от налогообложения и ряд других. Сфера такси серьёзно пострадала в период эпидемии коронавируса в связи с падением спроса, в некоторых городах он опускался на 70 процентов.
«Очевидно, что дальнейшее эффективное развитие этой отрасли возможно только при наличии современного, адекватного сегодняшнему дню законодательного регулирования, — полагает сенатор. — Его целями должны стать повышение безопасности перевозок, расширение применения цифровых технологий, стимулирование предпринимательской активности».
Ирина Рукавишникова напомнила, что с 2015 года предпринимаются попытки актуализации законодательного регулирования данной сферы, в Государственной Думе обсуждаются различные законодательные инициативы. Так, ещё в прошлом году сенаторы Андрей Турчак и Людмила Бокова (сейчас — замминистра цифрового развития) при широкой поддержке депутатов — причём из разных комитетов и фракций — предложили законопроект с работающим механизмом по регулированию рынка такси. Он в полной мере учитывает и реалии рынка, и способность разных его субъектов нести ответственность и, что немаловажно, использование для контроля за рынком современных цифровых платформ.
Проект, разработанный сенаторами, направлен на максимальную защиту пассажиров при пользовании услугами такси: в частности, появится солидарная ответственность конкретного водителя, с которым произошёл инцидент, и агрегатора. Например, если таксист оказался неспособен полностью возместить причинённый ущерб, остальная сумма взыскивается с оператора сервиса.
Также будет введена материальная ответственность для агрегаторов, которой сегодня нет, отмечает Рукавишникова. По её мнению, это будет самым эффективным средством профилактики как аварий с участием такси, так и конфликтов с пассажирами: агрегаторы будут отвечать за передачу заказов случайным лицам, не имеющим разрешений на данный вид деятельности.
Подчёркивается, что водитель легкового такси должен иметь общий стаж не менее трёх лет, а также пройти экзамен на знание города, в котором собирается работать. Кроме того, у водителя не должно быть непогашенной или неснятой судимости по тяжким статьям, а также в течение предшествующих шести месяцев он не должен быть лишён права управления автомобилем.
Важным пунктом законопроекта является запрет на работу в такси лиц, не имеющих российских водительских удостоверений. Это не значит, что иностранцы вообще не смогут работать в такси, просто им предложат подтвердить свою квалификацию в российских государственных органах.
Кроме того, в перечень лиц, имеющих право работать в такси, будут включены самозанятые граждане.
«Это позволит «обелить» рынок с точки зрения налогов и сборов, да и пенсионных накоплений самих водителей, убеждена сенатор Ирина Рукавишникова. — Самозанятые должны стать полноправными участниками экономики».
Как отметила в ходе «круглого стола» Людмила Бокова, по мнению Министерства связи РФ, при обсуждении разных моделей регулирования такси прежде всего необходимо учитывать высокий уровень цифровизации транспортной отрасли в России. И сенаторский проект этому требованию вполне соответствует. Также благодаря ему появляется цифровой мониторинг и контроль принципиально иного уровня, обеспечивающий баланс интересов всех заинтересованных сторон.
Например, предусматривается внедрение процедур медицинского осмотра водителей-самозанятых в удобной для них форме с онлайн подтверждением факта его прохождения.
А обязательная установка тахографов в автомобили такси обеспечит цифровой контроль усталости водителей, также с помощью электронных технологий будут проверять операторов сервисов такси в том числе по вопросам прохождения машинами техосмотра.
Понравилась ли Вам статья?