Происшествия

Регистрацию простимулируют штрафами

  • 28 Августа 2018
  • 813
  • 0
  • 00

Комиссия одобрила законопроект о штрафах за использование не поставленных на учёт беспилотников.

Обладателей незарегистрированных беспилотных летательных аппаратов, задержанных с поличным при запуске устройства, в скором времени, возможно, начнут штрафовать. Соответствующие поправки накануне рассмотрела правительственная комиссия по законопроектной деятельности. Эксперты в комментарии «Парламентской газете» нашли инициативу уместной, при этом предупредили о вероятности появления неработающего закона из-за проблем с администрированием.

Нужен стимул

Популярность беспилотников в России растёт с каждым годом. Кто-то запускает аппараты в небо ради удовольствия, а кто-то с их помощью занимается профессиональной видеосъёмкой. По данным экспертов, за последние несколько лет в стране было продано более 100 тысяч аппаратов, что, по отзывам разных контролирующих органов, добавило им головной боли из-за участившихся случаев столкновения дронов со зданиями, линиями электропередач, людьми и животными.

Чтобы хоть как-то регламентировать беспорядочные воздушные путешествия беспилотников, в 2015 году были приняты поправки в Воздушный кодекс, согласно которым летательные аппараты весом больше 250 граммов обязали регистрировать. Спустя два года меру смягчили, увеличив вес аппаратов, подлежащих постановке на учёт, до 30 килограммов. Однако до сих пор неизвестно, сколько человек в России в итоге «легализовали» свои квадракоптеры. По оценкам экспертов, большинство владельцев дронов просто не осведомлены о необходимости постановки своих «игрушек» на учёт.

Рассмотренный правительственной комиссией законопроект не предполагает мощной разъяснительной кампании в СМИ на этот счёт, но вводит поправки в Кодекс об административных правонарушениях, усиливающие ответственность для владельцев незарегистрированных дронов. Так, за несанкционированный полёт беспилотника на высоте более пяти метров граждан предлагается штрафовать на сумму от одной до двух тысяч рублей. А в случае, если дрон залетит на запретную территорию, владелец аппарата рискует потерять 50 тысяч рублей вместо пяти, как сейчас.

Если дрон влетит в окно, то это никому не понравится

Член Комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов считает такое ужесточение правил игры своевременным, так как распространение дронов влечёт за собой, помимо развлечения одних, вполне реальную опасность получить увечье.

«Представим, что дрон подняли на высоту 500 метров или выше и он упадёт кому-нибудь на голову в местах скопления людей. Каков будет итог, объяснять не надо. Если аппарат профессиональный, он весит от килограмма и выше, — пояснил депутат свою точку зрения «Парламентской газете». — Помимо всего прочего нельзя забывать, что беспилотники могут использоваться для террористических атак. Думаю, никому не понравится, если дрон, снаряжённый тротилом, влетит в окно. Естественно, что должны вводиться правила, призывающие к порядку».

Кроме того, особый смысл предлагаемое нововведение обретает в свете заявленных инициатив коммерческих структур по доставке товаров воздушным путём. Правила таких поставок, по мнению законодателя, должны чётко регламентироваться.

А судьи кто?

При всей очевидной необходимости регулировать полёты дронов, открытым остаётся вопрос, какие структуры будут отвечать за предотвращение столкновений  летательных аппаратов и обеспечивать неприкосновенность частной жизни граждан. По словам Старовойтова, сегодня контроль за регистрацией квадрокоптеров и их полётами возложен на Росавиацию, но насколько эффективно работает ведомство в этом направлении, сказать сложно.

«Я не знаком с техническим оснащением наших служб, которые могут или не могут обнаруживать дроны в том или ином пространстве. Как планируется осуществлять контроль? Будет ли это сотрудник ППС, который случайно увидит владельца дрона с пультом в руках, схватит его и оштрафует? А если тот уведомил Росавиацию о предполагаемом полёте, какие документы он должен предъявить полиции? Как видите, вопросов много. Непонятно пока, как будет администрироваться закон и выполняться все его предписания», — отметил парламентарий.

Доказательством совершения правонарушения будет сам факт появления беспилотного летательного аппарата в запретной зоне, например над СИЗО, колонией или над стадионом во время футбольного матча.

По мнению председателя правления Ассоциации юристов России, члена правительственной комиссии по законопроектной деятельности Владимира Груздева, специального ведомства по фиксации нарушений владельцами беспилотных летательных аппаратов создавать не нужно, так как существует Ространснадзор, осуществляющий надзор в данной сфере. Кроме того, пресекать правонарушения, совершённые с использованием беспилотных летательных аппаратов, вправе правоохранительные органы.

«Доказательством совершения правонарушения будет сам факт появления беспилотного летательного аппарата в запретной зоне, например над СИЗО, колонией или над стадионом во время футбольного матча. Зафиксировать это проблем не составляет. Что же касается спорных ситуаций, например, когда владелец дрона будет утверждать, что управлял не он, то здесь будет нарабатываться судебная практика, безусловно, будут разработаны правовые подходы, на которые должны ориентироваться суды», — поделился с «Парламентской газетой» нюансами правоприменительной практики Груздев.

Александр Старовойтов рассчитывает, что все уточняющие детали будут включены в подзаконные нормативные акты. При этом он не исключает, что соответствующая нормативная база будет урегулирована по линии Минтранса, МВД и ФСБ.

«Когда этот проект получит более чёткие очертания и попадёт на площадку Госдумы, мы обсудим его подробнее, зададим все вопросы и определимся со всеми параметрами квадрокоптеров, которые попадут под действие закона. Главное — не начать борьбу с тенью и чтобы не пострадали те, кто не должен пострадать. И конечно, нужно постараться, чтобы закон был действительно работающим, а не мертворождённым», — подчеркнул законодатель.

Как правильно запускать дрон?

Изначально предполагалось, что учёт беспилотников с помощью RFID-меток, подобных тем, что используются в пропускных системах, будет вести подведомственная Минтрансу ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Небольшие кусочки пластика с микросхемой предполагалось крепить к каждому дрону, что позволяло бы идентифицировать его с расстояния до 300 метров.

Однако в самой организации «Парламентской газете» сообщили, что на данный момент регистрацию дронов здесь не проводят, «но в будущем, возможно, будут это делать». Поэтому Александр Старовойтов перед тем как запускать беспилотник в небо, советует обращаться в Росавиацию и там же получать разрешение на полёт.

В обращении необходимо указать цель запуска беспилотника, дату, время и место, высоту и длительность работ, а также вид воздушного судна, его принадлежность, государственный и регистрационный знаки, серийный номер. Ещё следует представить свидетельство о регистрации воздушного судна (если масса дрона свыше 30 килограммов) и сертификата эксплуатанта (когда и кем выданы эти документы). К запросу надо приложить и удостоверение личности.

Источник:
    pnp.ru

Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 28 Августа 2018
  • 813
  • 0