Происшествия

Смертельная усталость: почему нарушается режим труда и отдыха водителей автобусов?

  • 23 Декабря 2016
  • 3082
  • 0
  • 20
Ермакова Ольга

По какому графику чаще всего работают водители автобусов и допустим ли он? Почему им приходится работать на износ?

Усталость водителя при управлении транспортным средством – это очень серьёзная проблема, особенно для профессиональных водителей, занимающихся пассажирскими перевозками.

На коллегиях Минтранса РФ неоднократно сообщалось, что основной причиной ДТП со смертельным исходом в пассажирском транспорте является несоблюдение водителями транспортных средств регламентированного режима труда и отдыха. Уставшие водители автобусов являются источником опасности как для самих себя, так и для остальных участников дорожного движения.

Официальной статистики ДТП по причине нарушения водителям режима отдыха в России не ведётся, однако, эксперты отмечают, что 20% ДТП в стране происходит именно по этой причине.

Обычный рабочий график водителей в регулярных автобусных перевозках — это 2/2 с продолжительностью смены 12 часов. Трудовой кодекс, в принципе, разрешает использование организациями сменного графика, однако не допускает выход работника на вторую смену подряд и работу по совместительству на аналогичной должности в другой компании [1].

Труд водителей в сфере регулярных пассажирских перевозок регулирует также и Министерство транспорта РФ, в частности Приказ № 15 от 20 августа 2004 г. [2]. Согласно документу, рабочие графики водителей должны составляться работодателями помесячно с ежедневным или суммированным учётом рабочего времени. В графиках сменности сотрудников определяются дни работы с чётко регламентированным временем начала и завершения смены, времени перерывов (на питание и отдых), а также выходные дни.

По закону рабочее время водителя не может превышать 40 ч. в неделю и 10 ч. в день при сменном графике и суммированном учёте рабочего времени (в случае работы по графику 2/2).

Суммированный учёт с месячным учётным периодом вводится, если условия работы не позволяют соблюсти регламентированную продолжительность рабочего времени (в день и/или в неделю).

Длительность смены водителя допустимо увеличить до 12 ч., правда, для этого компания-перевозчик должна согласовать введение такого графика с представительным органом работников (например, с профсоюзом), но всё равно недельная выработка сотрудника не может быть больше 40 ч. А теперь давайте посчитаем: при графике 2/2 при 12-часовом рабочем дне водитель отработает в месяц в среднем 15 смен или 180 ч., в неделю мы получим 45 ч., что уже противоречит правилам.

К сожалению, в реальности перевозчики заходят намного дальше. Рабочие графики водителей и путевые листы заполняются, как правило, с соблюдением норм, однако они содержат цифры, не имеющие ничего общего с настоящим положением дел. Водители регулярных автобусов чаще всего работают по 18 ч. в день — это 270 ч. в месяц и 67 ч. в неделю, при норме 40 ч.

А если говорить о междугородних перевозках, где водитель после завершения смены должен добраться до дома и, то ему, соответственно, приходится находиться за рулём ещё больше. Помимо этого, нередко нарушается положение Приказа о предоставлении выходного водителю в нерабочие праздничные дни (если необходимость выхода в рейс автобуса не определяется чрезвычайной ситуацией) [3].

Всё это сказывается на безопасности перевозок — водители работают больше нормы, не успевая отдохнуть перед очередным рейсом, теряют внимательность на дороге или ещё хуже — засыпают за рулём и попадают в аварии.

Почему повсеместно допускаются нарушения установленных правил режима труда и отдыха водителей?

Потому что пока в данной сфере ведётся слабый контроль со стороны государства. А тем временем, компании-перевозчики платят налоги, несут профессиональные расходы и, чтобы получить больше прибыли нанимают меньше сотрудников, заставляя их работать дольше, а водители соглашаются на это не только из финансовых соображений, но и из-за страха увольнения. Как предотвратить нарушения?

Необходимо систематически проверять безопасность пассажирских автоперевозок, и повысить штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителями. Отметим, что по действующему законодательству водитель, допускающий такое нарушение, получит совсем небольшой штраф в размере от 1 до 3 тыс. руб., а его работодатель при этом наказан не будет [4].


Понравилась ли Вам статья?

Нравится20
  • 23 Декабря 2016
  • 3082
  • 0
Ермакова Ольга