Происшествия

Ваши права пассажира такси нарушены, куда обращаться? Три варианта компенсаций

  • 09 Июня 2016
  • 3278
  • 0
  • 10
Юридическая служба ТИАП.РУ

Куда идти пассажиру такси и чего можно добиться, если его интересы были незаконно ущемлены? Как правильно вызывать такси, чтобы потом избежать возможных проблем?

Знать свои права полезно — уже само это знание добавляет аргументации в конфликтных ситуациях. Но не всегда знаний достаточно, чтобы права были соблюдены.

1. Чаще всего мы заказываем такси, когда опаздываем - в такой ситуации любые огрехи перевозчика стоят нам дорого. Вы имеете право знать номер, под которым фиксируется ваш заказ диспетчером в журнале регистрации[1]. В дальнейшем вы сможете потребовать выписку из этого журнала с данными о времени подачи машины, которое вы оговаривали при заказе.

Если такси задержалось, вы имеете право на три варианта компенсаций:

  • Неустойка за срыв срока прибытия автомобиля. На каждый час опоздания налагаются пени – 3% цены поездки, но не больше ее полной суммы[5].
  • Покрытие убытков, возникших из-за задержки такси: если вы опоздали на поезд или самолет, вам должны возместить цену билетов, если была сорвана деловая встреча – требуйте компенсации упущенной выгоды[5].
  • Возмещение морального вреда. Его величина определяется в зависимости от уровня страданий (физических и нравственных), нанесенных неудовлетворительным выполнением услуги[6].

Однако если таксомоторная фирма нарушила время подачи машины по причинам временного запрета проезда или ограниченного движения, то вы не вправе выдвигать претензии за последствия опоздания[7].

2. Иногда пассажиры жалуются, что таксисты увеличивают стоимость проезда, намеренно выбирая наиболее долгий маршрут. Согласно правилам перевозок, вы можете самостоятельно определить маршрут, в противном случае водитель такси должен выбрать кратчайший путь[2].

Стоимость поездки может вычисляться разными способами: это может быть фиксированная плата, привязанная к километражу поездки, поминутный тариф, тариф, учитывающий и расстояние, и время в пути, или тариф по таксометру[3], где учитывается также скорость поездки.

Как доказать, что цена поездки была выше положенной? Просите платежный документ: кассовый чек или квитанцию (в соответствии с утвержденной формой)[4]. Если водитель отказывается - звоните диспетчеру, это решит проблему. Уточните, по какому тарифу произведен расчет. Как правило, время подачи машины фиксируется в диспетчерской службе, кратчайшее расстояние можно рассчитать по карте.

3. Таксомоторные предприятия вправе самостоятельно определять предел перевозки багажа без доплаты, но есть правила, которые обязаны соблюдать и таксисты, и пассажиры. Клиент может провезти в салоне машины такси вещи, которые легко помещаются в двери, не пачкают сиденья, не препятствуют управлению машиной и использованию зеркал заднего вида. Перевозить багаж нужно в багажнике, при этом его крышка обязательно должна быть закрыта. Запрещаются перевоз опасных (токсичных, легковоспламеняющихся, взрывоопасных) и зловонных веществ, холодного и огнестрельного оружия без надлежащей упаковки и чехлов. Мелкие домашние животные перевозятся только в переносках (клетках) с плотным днищем, собаки - на поводке, в наморднике, и с подстилкой. Провоз животных также не должен осложнять работу водителя, а то, что такси вызывается для поездки с «живым грузом», следует заранее сообщить диспетчеру — только в этом случае таксист, отказываясь везти вас с животным, ущемляет ваши права[8].

4. Самая неприятная ситуация, в которой страдают права пассажира — ДТП. Очень надеемся, что ни у кого из читателей не возникнет повода требовать компенсации за плохое вождение такси, следствием которого стала авария. Однако на всякий случай напомним, что при ДТП, в котором виноват таксист, ответчиком выступит как сам водитель, так и автотранспортное предприятие, на которое он работает.

5. Иногда клиенты такси сталкиваются с так называемыми «не писаными правилами», бытующими в компаниях. Если такие правила противоречат закону, или если ваши права, записанные в ПДД, были нарушены, вы можете пожаловаться в комитет по транспорту, ГУП «Организатор перевозок» и Роспотребнадзор. Одиночное заявление не всегда может изменить ситуацию. Но если ваша жалоба будет не единственной, то есть шанс, что Роспотребнадзор проведет внеплановую проверку на этом предприятии.

6. Для получения денежной компенсации морального вреда, и убытков, понесенных вами в результате ненадлежащего оказания услуг таксомоторного предприятия, обращайтесь в суд. В последнее время многие бренды, которые потребители воспринимают, как классические таксопарки, регистрируются и работают как поставщики только диспетчерских и информационных услуг. Такая компания с большой долей вероятности постарается сделать единственным ответчиком водителя конкретной машины. При этом с водителя, даже если он собственник автомобиля, на котором он работает, и оформлен как индивидуальный предприниматель, будет взыскано меньше, чем с транспортной компании. Однако уже имеют место прецеденты, когда суд считает «оказание информационных услуг» достаточным основанием для того, чтобы компания также отвечала за произошедший инцидент.


Понравилась ли Вам статья?

Нравится10
  • 09 Июня 2016
  • 3278
  • 0
Юридическая служба ТИАП.РУ