Происшествия

Захват: таксистов Владивостока убили «сетевики»?

  • 12 Декабря 2016
  • 1459
  • 0
  • 00

Кто и как делит приморский рынок пассажирских перевозок.

12 декабря, PrimaMedia. Сервисы для вызова такси продолжают осваивать крупные города. Дальний Восток в целом и Приморский край в частности стали для таких компаний отличным вариантом для расширения. Сначала в регионе появился "Максим", затем "Яндекс.Такси", "Сатурн" и GetTaxi. Онлайн-диспетчерские захватили 90% рынка пассажирских перевозок во Владивостоке. Конкуренция выросла, и не все местные таксомоторные компании оказались в силах справиться с мощью федеральных сервисов. О том кто и как делит таксомоторный бизнес Приморья — в обзоре РИА PrimaMedia.

Таксомоторный рынок во Владивостоке умер быстро, без агонии, в далеком 2010 году, когда в Приморский край пришел первый федеральный сервис такси "Максим", рассказал директор компании "Примтакси", председатель организации "Таксомоторный Альянс Приморья" Андрей Бралеев. С ним согласны и другие участники рынка.

По данным статистического регистра предприятий Приморского края, на ноябрь текущего года в регионе зарегистрировано 107 юридических лиц и 1560 индивидуальных предпринимателей с заявленным основным видом экономической деятельности "Деятельность такси" (ОКВЭД 60.22) при государственной регистрации в УФНС России по ПК. Это официальная статистика. Сколько компаний работает в таксомоторном бизнесе Владивостока по факту, сказать трудно. Специалисты называют цифру от 80 до 100. Почти все компании, предоставляющие услуги такси, сегодня не являются официальными самостоятельными перевозчиками и работают в рамках партнерских отношений с крупными сетевыми сервисными компаниями такси.

"Живых" такси во Владивостоке практически не осталось

Необходимо понимать, что "живое" такси (таксомоторная компания) — это организация со своей диспетчерской и собственным автопарком. Помимо бензина и ремонта авто, компания оплачивает также мойку и страховку машины, а в зимнее время года часто даже стеклоомывательную жидкость. В таких организациях водители работают, как правило, в штате, официально, за небольшой фиксированный оклад (15-18 тысяч рублей) и проценты. После выполнения минимальной выработки, установленной в рамках штатного договора (от 40 до 60 тысяч рублей в месяц, либо от 1,5 до 2,5 тысяч рублей в день), сотрудник начинает работать на себя – обычно это 20-30% от каждого последующего заказа. Нужно отметить, что, выходя на линию, каждый водитель проходит медицинское освидетельствование и получает разрешение на работу. Кроме того, за безопасность водителя и пассажиров отвечает директор таксомоторной компании. Таких "живых" такси во Владивостоке практически не осталось.

Андрей Бралеев вспомнил всего пять перевозчиков, работающих автономно: "Первое городское такси", "Алло-такси", "Катюша", "Аллюр" и "Таксомоторный альянс", объединивший в себе еще пять местных компаний.

— Когда в столицу Приморья зашел "Максим", местным таксомоторным компаниям пришлось попрощаться с 90% рынка. Успешный опыт работы такси "Максим" привлек в Приморье и другие крупнейшие сетевые компании — "Яндекс", "Сатурн" и GetTaxi. Сейчас конкурентная борьба за эти 90% идет именно между ними. Осталось дождаться четвертого гиганта — американскую компания Uber — и в Приморье будет "полная обойма",— сказал Андрей Бралеев.

Кстати, согласно официальной информации, опубликованной на сайте сервиса Uber, они действительно нацелены выходить на рынок Приморья, но о датах открытия пока не сообщают. Запрос на официальный комментарий по этому поводу пресс-служба Uber проигнорировала.

По мнению специалиста отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси "Максим" Марии Пуховой, высокая конкуренция – это нормально, именно она и сдерживает рост цен на услугу, и это только "на руку" пассажирам.

— У сервиса "Максим" в Приморском крае в январе-ноябре 2016 года количество заказов увеличилось на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Имея большой выбор, люди чаще предпочитают обращаться к нам. Значит, качество наших услуг устраивает клиентов, и мы благодарны им за доверие, — отметила специалист.

"Сетевики" – не такси, они — "диспетчеры"

Почему диспетчерская (или сервисная) служба такси крайне редко признается в своей "таксистской" деятельности? Потому, что она как большой связующий информационный портал работает по договорам с перевозчиками и берет определенный процент за свои услуги. Диспетчерская служба не имеет собственного автопарка, не несет расходов по обслуживанию автомобилей, занимается лишь поиском клиентов, распределением заказов по "удаленным" водителям и сбором комиссионных, которые составляют от 5 до 10% с заявки. Деятельность сервисной службы заказов такси в ОКВЭД называется "Прочие услуги по обслуживанию автотранспорта".

Эксперты пояснили, что во всех сетевых компаниях создан программно-аппаратный комплекс, который позволяет подключать к сервису неограниченное число перевозчиков, обрабатывать ежедневно более миллиона заказов, контролировать экономические показатели деятельности и уровень качества услуг, использовать инструменты для анализа и оптимизации бизнеса. В таких службах сформирован полный комплекс услуг, контакт-центры для приема заказов по телефону и поддержки клиентов, клиентское и водительские мобильные приложения, а также создан банк заказов, объединяющий разные службы такси.

Кроме того, в крупных компаниях действуют акции для поощрения существующих клиентов и привлечения новых — различные промоакции и премиальная программа, участником которой может стать каждый пользователь приложения.

И все бы замечательно, если бы не одно "но": такие компании ответственности за безопасность пассажиров и водителей не несут.

Сетевые компании не являются перевозчиком. Соответственно, кому именно отдавать заявку на маршрут, диспетчеру безразлично. Здесь не просят медицинских справок, не проверяют водительский стаж, не требуют результатов анализа на наркотики. Часто клиент едет на русский "авось": "повезет-не повезет, надеюсь, что повезет".

Андрей Бралеев уверен, что власти Приморья проблем в таксомоторной отрасли не видят – население услугами такси обеспечено, а это главное.

Патогенная система не всех устраивает

В сервисе заказа такси "Максим" рассказали, что число перевозчиков, сотрудничающих с сервисом в Приморском крае, в 2016 году увеличилось на 15%.

— Желающих работать с нами всегда было много. При этом требования сервиса к дисциплине и качеству обслуживания высоки. Дело в том, что когда у водителей есть выбор, работать на кого-то или оформить ИП, получить разрешение и работать на себя, многие предпочитают последнее. Работая с нашим сервисом, водитель не обязан сидеть сутками за рулем и выполнять план. Он сам решает, когда работать и сколько заказов ему достаточно, — считает Мария Пухова.

Таксист Саид, рассказал, что, поработав какое-то время в "Максиме" был разочарован и ушел в "Лидер".

— Здесь процент, конечно, в два раза меньше, но заказов в разы больше, соответственно заработок выше. Многие водилы из "Максима" уходят, — рассказал он.

К слову сказать, "Лидер" — тоже один из "подрядчиков" крупного сетевика, дирекция компании от общения с нами отказалась.

Не слишком доволен своей работой и водитель Николай, сотрудник другой сервисной службы "Сатурн".

— Еще недавно для клиента поездка стоила дешево, от 100 рублей, но водителю компания доплачивала со своего кармана еще сотню. Было много заказов и сначала мы отлично зарабатывали. Но, судя по опыту работы в такси, думаю, такие поощрения делаются только на старте, например, в "Сатурне" недавно систему доплаты убрали, цены для клиентов подняли и сидим теперь без заявок, — сокрушался он.

Водитель такси "Яндекс" Алексей рассказал о рейтинговой системе водителей, которая введена во всех сетевых компаниях.

— Находись больше за рулем, получай меньше жалоб – заработаешь заветный рейтинг. Когда заявка попадает в программу, из водителей, которые находятся рядом с адресатом, выбирается тот, у которого рейтинг выше. Безусловно, от этого, выигрывает и сама компания, и клиент, так как водитель старается лишний раз не напрягать ситуацию, что называется, не борзеть, не грубить, чтобы не заработать жалобу. В "Яндексе" это делается автоматически в конце каждой заявки, пассажир выставляет оценку водителю,— рассказал Алексей.

Андрей Бралеев назвал такую систему "патогенной, заставляющей водителей бесконечно работать, работать и еще раз работать".

— Почему водители, покрутившись у "сетевиков", частенько идут работать к нам? Деньги одни и те же, но подход серьезнее и работа в рамках разумного. В том же "Максиме" или "Яндексе", чтобы нормально заработать, нужно крутиться за рулем не менее 16 часов в сутки. Когда работодатели предлагают 100 тысяч заработка в месяц, это правда, но отчасти. Это заработок профессионала высокого класса. Такие водители есть в любой компании. Они досконально знают город, за плечами у них большой опыт и стаж работы, это эдакие "таксисты по-жизни", которые работаю быстро и зарабатывают хорошо. Так вот на них и ориентируют новичков, мол, посмотри в зарплатную ведомость — человек же реально зарабатывает, а если у тебя не получается, значит ты сам виноват, старайся лучше, — рассказал эксперт.

Междоусобная война "наших" не касается

Не секрет, что "бои за пассажира" в Приморском крае идут достаточно активно, но только между сетевыми компаниями, так как местных такси не осталось в принципе.

— Компаниям с маленьким автопарком сегодня выжить невозможно. Такси, входящие в "Таксомоторный Альянс", выжили только благодаря объединению. Сейчас в нашем распоряжении 150 автомобилей, и "сетевики" лично нам не угрожают. Тех, кто не захотел к нам присоединиться, постигла незавидная участь либо признать поражение и уйти, либо (как поступило большинство) аннулировать свою диспетчерскую, заоракалить машины под диспетчерские федеральных служб и сдавать водителям в аренду...

...На местных досках объявлений – масса предложений для водителей и перевозчиков. Определяйся, с кем хочешь работать, а машину в аренду дадут – с любыми логотипами: "Максим", "Яндекс", "Сатурн", GetTaxi, а можешь просто с шашачками взять и иди сразу в несколько компаний. Кстати, большинство водителей так и делают – ставят приложения и работают с разными компаниями одновременно, — пояснил Андрей Бралеев.

Он подчеркнул, что, не смотря на самые высокие тарифы в городе, "Таксомоторный Альянс" стабильно пользуется спросом у пассажиров.

— У нас свой определенный контингент клиентов, которые ценят качество, квалификацию водителей, это наш золотой фонд. Те, кто хотел уйти , ушли еще до захода к нам "Максима", — отметил он.

Мария Пухова – же считает, что возможность работать и развиваться есть у любых таксомоторных компаний.

— Например, одни службы такси перестают тратить деньги на содержание собственных диспетчеров, которые записывают заявки на листке, и заключают договоры со специализированным контакт-центром. Автоматизация деятельности контакт-центра позволяет руководителям служб такси получать аналитику, детальные отчеты по заказам. Это выгодно и открывает новые возможности контроля и оптимизации бизнеса, — уверена она.

Спорить о качестве и количестве оказываемых услуг можно до бесконечности, однако, очевидность быстро меняющегося рынка такси в Приморском крае отрицать невозможно. В этой связи, необходимо признать, что модернизация и взаимовыгодное сотрудничество с сервисами заказа такси сегодня необходимы, кто это игнорирует — рано или поздно сходят с дистанции.

Источник:
  1. www.primamedia.ru

Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 12 Декабря 2016
  • 1459
  • 0