Регионы

Зеленый огонёк Ленинграда. Часть 1

  • 10 Мая 2019
  • 801
  • 0
  • 30

К 90-летию государственного таксомоторного транспорта города. Часть 1.


В Советской России 1920-е годы стали периодом глубокого кризиса. Начался распад автотранспортных предприятий. Их подвижной состав и производственно-техническую базу скупали «нэпманы» – предприниматели периода новой экономической политики. Именно они и возродили в городе таксомоторный транспорт, который на первое время получил иное название – прокатный (видимо, «старорежимное» слово «таксомотор» было нежелательным к употреблению). В весьма разреженном городском потоке транспорта прокатное авто выделялось нанесенной на переднюю дверь надписью «Прокат» в желтом круге.

Впервые советский государственный таксомоторный транспорт появился в Москве. 21 июня 1925 года в 7 часов утра на улицы новой столицы выехали первые 15 автомобилей французской марки Renault с желтой полосой вдоль кузова. Спрос на них оказался колоссальным, в том числе благодаря стоимости проезда, немногим превышавшей наём извозчика. Однако комфорт и скорость нового вида транспорта столицы не шли ни в какое сравнение с гужевой упряжкой. В течение года количество таксомоторов Renault было доведено до 100, к ним также прибавилось 30 автомашин Fiat.

29 июля 1929 года вечерний выпуск «Красной газеты» – основного ленинградского «хроникёра» – вышел с заметкой «Первый день работы таксомоторов»:

Вчера был первый день эксплуатации таксомоторов для публики. Спрос превысил все ожидания, хотя ему не предшествовала никакая реклама. При стоимости километра в 45 копеек для 3-4 человек таксомотор обходится не дороже извозчика.

Движение таксомоторного транспорта в Северной Столице открыли 37 лимузинов Ford A, в которых пассажирский салон был отделен от водительской кабины поперечной перегородкой с небольшим окошечком (по другим данным, автомобили имели открытый кузов типа «фаэтон» или «торпедо»). В течение следующего 1930 года парк был расширен еще на 70 автомобилей этой же марки.

В силу различных причин к 1932 году численность подвижного состава ленинградского такси снизилась и составляла всего 84 автомобиля. Но уже начиная со следующего года парк ленинградских таксомоторов стал быстро пополняться новыми машинами модели ГАЗ-А – лицензированной копии автомобиля Ford А.

Спустя 4 года, когда количество автомобилей-такси в Ленинграде превысило 150 единиц, в структуре таксомоторного транспорта города была создана диспетчерская станция по централизованному приёму и распределению заказов на подачу автомобилей-такси. Для поддержания связи между диспетчерами и шоферами к 1937 году были телефонизированы не менее шести стоянок. Заказы на подачу таксомоторов по телефону принимались круглосуточно.

К середине 1930-х годов спрос на услуги такси вырос настолько, что найти свободную машину стало практически невозможно. На стоянках скапливались очереди до полусотни человек. Подобное явление наблюдалось и в других городах СССР, где было введено таксомоторное сообщение, даже в Москве.

Причина фактического отсутствия автомобилей-такси на ленинградских улицах заключалась в обслуживании ими различных городских организаций и учреждений на основе почасового тарифа. Доходило до того, что ради обслуживания простых горожан в некоторые дни в Ленинграде на улицы выезжало всего 3-5 автомобилей. Финансовая дисциплина шофёров также была не на высоте: обсчёт пассажиров и требование повышенной оплаты носили массовый характер.

Высокой оставалась аварийность – около двух происшествий на один таксомотор в год. Причинами являлись низкое качество ремонта и уровень подготовки шофёров (текучесть кадров в некоторые годы превышала 100%).

Важной вехой в истории не только ленинградского, но и всего таксомоторного транспорта РСФСР, стал 1936 год. С этого момента во всей республике были внедрены единые акты регулирования этого вида транспорта. Для пассажиров нововведения оказались значимыми в свете установления во всех городах единого тарифа на услуги такси: в дневное время – 80 коп. за 1 км в городе и 1 руб. 20 коп. – за городом, а в ночное время 1 руб. 20 коп., как для городских, так и для загородных поездок. 

Тенденция к улучшению качества работы ленинградского такси наметилась с 1938 года, что было обусловлено сменой вышестоящего руководства, изменением отношения к кадровой политике и значительным расширением подвижного состава за счёт новых автомобилей М-1 и комфортабельных лимузинов ЗИС-101. Примечательно, что за проезд на последних был установлен особый тариф: если поездка на М-1 обходилась пассажиру в 1 руб. за км, то на ЗИС-101 – 1 руб. 50 коп.

В конце 1939 года, накануне Советско-Финской войны, в Ленинграде действовало уже три таксомоторных парка, совокупная мощность которых составляла порядка 550 автомобилей М-1 и ЗИС-101. Колоссальное расширение получила сеть стоянок такси: 78 площадок – от 3-х до 10-и на каждый район Ленинграда.

С началом Советско-Финской войны количество таксомоторов в городе уменьшилось на более, чем 300 автомашин М-1, мобилизованных в Рабоче-крестьянскую Красную Армию, два таксомоторных парка были ликвидированы. Единственному предприятию, продолжившему свою работу, было поручено выполнение особых транспортных заданий Ленгорисполкома. В результате выпуск таксомоторов на линию практически прекратился.

Ленинградские таксомоторы продолжили свою работу в относительно нормальных условиях почти сразу после окончания боевых действий на советско-финских рубежах – со второй половины марта 1940 года. Вскоре Третий таксомоторный парк получил первое после мобилизации автотранспорта пополнение.

В 12 часов 15 минут воскресного дня 22-го июня 1941 года привычный ритм жизни Ленинграда был нарушен выступлением народного комиссара иностранных дел Вячеслава Михайловича Молотова. С плохо скрываемым волнением нарком сообщил советским гражданам о начале Великой Отечественной войны. На следующий день после начала войны – 23 июня 1941 года – таксомоторное обслуживание населения в Ленинграде было полностью прекращено.

С этого момента в Ленинграде, как и на всей территории СССР, вступили в действие специальные мобилизационные планы. В соответствии с ними все автотранспортные предприятия города незамедлительно начали передачу Красной Армии автомобильной техники. Так, уже 9 июля 1941 года в таксомоторном парке из 217 таксомоторов оставалось всего 24 автомобиля М-1 и 56 ЗИС-101 – избежавшие мобилизации «эмки» не подлежали «призыву» по причине ветхости, а лимузины не представляли интереса для армии из-за низкой проходимости. Из прежнего персонала продолжили свою трудовую деятельность лишь около 100 человек: мужчины, освобожденные от призыва по состоянию здоровья или возрасту, и женщины.

Несмотря на колоссальное сокращение персонала и транспорта, а также свертывание в Ленинграде таксомоторного обслуживания, таксомоторный парк не был ликвидирован: его производственно-техническая база постепенно переориентировалась на выполнение задач военного времени, а оставшиеся автомобили – на обслуживание предприятий и учреждений города-фронта.




Авторы:

В.В. Чапчаев, Ф.Г. Черноусов

(СПб ГУП «Пассажиравтотранс»)


Понравилась ли Вам статья?

Нравится30
  • 10 Мая 2019
  • 801
  • 0