Технологии

Немецкий трамвай по русскому образцу

  • 08 Февраля 2021
  • 445
  • 0
  • 20

Трамвай по сей день считается одним из самых массовых видов городского транспорта.


Быстрый, надёжный, экологичный, а сколько романтических историй с ними связано! За всё это мир обязан русскому инженеру Фёдору Пироцкому, который ещё в конце XIX века сумел «подружить» электричество с железнодорожным транспортом.

Пироцкий родился в семье городовых казаков в Полтавской губернии, но вырос и учился в Санкт-Петербурге. В юности стал артиллеристом и был переведён на службу в Киев. Там и состоялось судьбоносное знакомство Фёдора Пироцкого со знаменитым электротехником Павлом Яблочковым, который и увлёк юношу инженерной наукой. В 1875 году под Петербургом Пироцкий запустил первые вагоны на электрической тяге — для эксперимента изобретатель электрифицировал около версты пути. А уже через пять лет петербуржцы дивились на новое чудо техники: трамвай, приводимый в движение силой тока, а не взмыленного коня!

Этот опыт стал событием для всего мира. Среди тех, кто с большим интересом отнёсся к изобретению нашего инженера, был и Карл Сименс — немецко-российский предприниматель, один из братьев Сименсов, открывших одноимённую фирму, которая к нашему времени превратилась в огромную корпорацию, выпускающую технику, оборудование и транспорт. А тогда, в 1880 году Карл Сименс подробно расспрашивал Фёдора Пироцкого об устройстве трамвая, чтобы затем воспроизвести придуманную им технологию. А через год немцы открыли первую постоянную электрическую трамвайную линию в Берлине.

А вот в самом Петербурге у электрического трамвая были ярые противники — владельцы конок. Они добились законных преференций, чтобы на улицах прокладывали пути только для их линий. Но Пироцкий и тут проявил смекалку, решив проложить рельсы и контактные столбы по замёрзшей Неве!

Причём у его дороги было целых три линии, например можно было проехать с Суворовской площади до Петроградской стороны. В таком виде зимний ледовый трамвай работал вплоть до 1910 года. А на петербургских мостовых детище Пироцкого стало полноправным участником дорожного движения в 1907 году. Ещё раньше, в 1892 году, электрические трамваи зазвенели на улицах Киева — это был первый запуск постоянных трамваев в Российской империи.

В числе изобретений Фёдора Пироцкого были и другие. Например, ещё до экспериментов с электричеством он разработал новый тип доменной и пекарной печей. Он же стал первым прокладчиком подземного электрического кабеля от петербургского пушечного литейного завода до Артиллерийской школы. После этого он расписал проект централизованной подземной городской электросети.

Электрический трамвай Пироцкого. 1880 г. Ток от генератора на электростанции шёл к прямому проводнику — рельсу (1), от рельса поступал на бандаж (обод) колеса вагона (2), от него к обмоткам статора и ротора электродвигателя (3) и далее к бандажу противоположного колеса (4) и к обратному проводнику — рельсу (5) и возвращался к генератору. Рельсы были изолированы (6) от земли, а колёса изолированы от осей (7). При соприкосновении колёс с рельсами замыкалась электрическая цепь, электродвигатель приходил в движение и через зубчатую передачу (8) передавал вращение колёсным осям.


Понравилась ли Вам статья?

Нравится20
  • 08 Февраля 2021
  • 445
  • 0