Законодательство

ФАС выяснит, законны ли системы бронирования билетов

  • 20 Августа 2017
  • 317
  • 0
Ермакова Ольга

Ведомство разберётся, почему авиакомпании не понижают цену билетов, даже если салон самолёта заполнен незначительно.

ФАС планирует выяснить механизм работы систем бронирования авиабилетов. Разобраться в вопросе формирования цен поручил Президент РФ Владимир Владимирович Путин после встречи с главой ФАС Игорем Юрьевичем Артемьевым, который сообщил, что специальные компьютерные системы российские авиаперевозчики импортировали из Европы и США. По руководителя ФАС, их работа похожа на картельный сговор всех авиакомпаний мира.

Работа с системами бронирования весьма проста. Авиакомпания просто вносит в неё информацию о рейсе, о количестве мест, о классе воздушного судна, указывает диапазон цен. И уже система в зависимости от спроса управляет ценами. Если спрос растёт — поднимается и цена.

Система ориентируется лишь на число бронирований, и не по направлениям, а на конкретные рейсы. Так, на утренний рейс спрос может быть высоким, а на вечерний на том же направлении – низким, отмечает главный редактор портала «AVIA.RU» Роман Владимирович Гусаров. И, соответственно, цена будет отличаться. Система предлагает билеты на все рейсы в ближайшие дни.

Чем ближе дата отправления — тем выше стоимость авиабилетов. Но есть и случаи, когда цены резко падают, отмечает эксперт.

Зимой авиакомпании снижают стоимость перевозок, так как спрос невысокий, а летом, наоборот, пытаются получить прибыль за весь год. Получается, мы платим за пустые места? Нет — уверяет Гусаров. Так, в высокий сезон, когда перевозчик продаёт свыше 70% билетов в салон экономкласса — его рейс окупается. И дальше авиаперевозчик начинает увеличивать цены на билеты, чтобы получить прибыль, если есть спрос. Если же спроса нет, то оставляет цену билетов прежней.

70% раскупленных билетов в экономическом классе окупают весь рейс, поэтому снижать цены на оставшиеся незаполненные места перевозчику не выгодно. Он, наоборот, их поднимает, чтобы заработать на тех, кто затянул с покупкой билетов.

Что касается сговора перевозчиков, то пока ни в одной стране мира не возникло вопросов у регуляторов к перевозчикам и системам бронирования, отмечает эксперт.

Ни за границей, ни в России прямое регулирование стоимости билетов со стороны государства не ведётся. Зато государство может стимулировать перевозчиков на введение плоских, низких тарифов, например, вводя для них налоговые льготы. Например, вводя обнуление налога на добавленную стоимость (НДС) на внутренние авиаперевозки. Эта мера может быть рассмотрена на совещании у президента в конце года. Минтранс уже предложил обнулить НДС для всех внутрироссийских авиаперевозок. Но пока речь идёт об обнулении НДС на полёты в Калининград. Сейчас уже действует льгота — авиаперевозки внутри страны облагаются НДС в размере лишь 10%. Исключение составляет только пассажирское авиасообщение с Крымом, не облагающееся НДС до 2019 г.

  • 20 Августа 2017
  • 317
  • 0
Ермакова Ольга