Законодательство

Реформа наземного городского транспорта в Москве: дайджест мнений

  • 20 Сентября 2016
  • 1879
  • 0
  • 00

В Москве продолжают реформу наземного городского транспорта: 15 августа 2016 года были отменены 298 из 509 маршрутных такси, на рынке остались 7 крупных перевозчиков, победивших на объявленных чиновниками Департамента транспорта аукционах.

Для того, чтобы читатель мог подробнее познакомиться с разными взглядами на реформу, подготовлена подборка материалов СМИ.

«РосБизнесКонсалтинг» коротко рассказал о предыстории реформы:

«В 1993 году муниципальные автобусы простаивали из-за дефицита бюджета, а появление первых маршруток тогда буквально спасло Москву от транспортного коллапса. Рынок развивался хаотично и только в 2006 году с частными перевозчиками впервые заключили договоры об оказании транспортных услуг сроком на пять лет. В 2015 количество маршрутов было сокращено в 2,5 раза, а оставшиеся маршруты разыгрывались на аукционе».

Суть произошедших в августе изменений описала «Парламентская газета»:

«Теперь весь наземный транспорт столицы стал работать по единым правилам: маршрутки, где оплатить проезд можно было только наличными, заменены на коммерческие автобусы, в которых принимаются к оплате все билеты единого городского тарифного меню — карты «Тройка», «Единый», «90 минут», а льготники могут ездить бесплатно по социальной карте москвича».

Как реформа была организована с точки зрения бизнеса? — информирует газета «Мой район»:

«Весной и осенью 2015 года «Организатор перевозок» провел тендеры, на которых разыгрывалось 64 лота. В них участвовало всего лишь 7 перевозчиков из 59 действующих, которые получили право обслуживать 196 маршрутов. Остальные перевозчики не пришли из-за невыгодных условий контракта. По новым правилам, доход частной компании почти не зависит от количества перевезенных пассажиров. За работу на маршруте перевозчик будет получать фиксированную плату, указанную в контракте на обслуживание маршрута.»

Представитель столичного департамента транспорта пояснил, какие требования выдвинуты перевозчикам для осуществления работы на маршрутах города. Его процитировал журнал «The Village»:

«В госконтрактах, которые заключены с перевозчиками, выигравшими конкурс, определено количество автобусов, которые должны работать на маршруте, а также их вместимость. Класс транспортного средства определяется пассажиропотоком на маршруте. Есть маршруты, проходящие по узким улицам, — там должны ходить автобусы малой вместимости. На самых загруженных маршрутах актуальны автобусы большой вместимости. Во всех автобусах, независимо от типа вместимости, должны быть установлены валидаторы, которые позволяют оплачивать проезд городскими билетами («Тройка», «Единый», «ТАТ» и «90 минут»). Также в автобусах должна быть установлены: система ГЛОНАСС, климат-контроль, камеры видеонаблюдения и голосового оповещения об остановках».

Позитивно оценивают происходящие в рамках реформы перемены перевозчики, оставшиеся на столичном рынке. Их мнения транслирует «Рос БизнесКонсалтинг»:

«Директор транспортной компании «Гепарт» Мурад Султанов…: «Рынок частных перевозок в Москве был нецивилизованным: тарифы были выше, чем в муниципальном транспорте, в борьбе за пассажиров водители нарушали скоростной режим, останавливались в неположенных местах, машины вовремя не проходили техосмотр».

Генеральный директор УК «Автолайн Транслайт» ОлегСавельев: «Главный плюс новой реформы — единство системы. Правила, установленные государством, мотивируют водителей четко следовать маршрутам, а пассажиров — привыкнуть к тому, что выходить на светофорах и пешеходных переходах уже нельзя».

Какова позиция тех, кому пришлось прекратить работу на городских маршрутах? Они считают, что московские власти нарушают федеральный закон, и пытаются найти справедливость. Интернет-издание «Новые известия» приводит высказывание их представителя, президента Московского транспортного союза Юрия Свешникова:

«Перевозчики, не согласные с политикой департамента транспорта, уверены – чиновники нарушают требования федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». По закону разрешены как регулируемые, так и нерегулируемые маршруты. Также в законе написано, что все перевозчики, которые законно работали на момент вступления закона в силу, должны получить от органов власти комплект правоустанавливающих документов на дальнейшую эксплуатацию маршрутов как минимум на пять лет.»

Московские власти осуществляют мониторинг ситуации, в ходе которого выявляют так и не покинувших рынок перевозчиков, теперь уже не имеющих легального статуса. Новостной портал «Вечерняя Москва» процитировал Евгению Вдовиченко, руководителя пресс-службы ГКУ «Организатор перевозок»:

«Некоторые компании работают без согласования с Департаментом транспорта, маскируясь под перевозки «Москва — Московская область» или работают под видом «заказного» рейса. В результате реформы наземного транспорта отличить легальные автобусы в Москве стало просто: внешне — по синему цвету и логотипу «Московский транспорт», в салоне — по валидатору для оплаты проезда, табло с бегущей строкой».

Как относлись к реформе те, ради кого она была затеяна, – пассажиры? Об их реакции и ситуации на московских остановках написала «Парламентская газета»:

«Горожане к нововведению отнеслись по-разному: некоторые создают петиции с просьбой вернуть маршрутку в конкретном районе, другие стараются избегать автобусов, а третьи и вовсе не заметили изменений.

По словам депутата Ильи Свиридова, люди больше всего жалуются на то, что время поездки до метро и до дома выросло. В Департаменте транспорта пообещали, что выведут осенью 340 дополнительных автобусов на маршруты в Москве. Возможно, где-то они и появились, но на многих после исчезновения маршруток образовался «вакуум», а общественный транспорт продолжает ходить с приличными интервалами.

Теперь на остановках, как правило, скапливается большое число граждан, которые с ужасом ждут, что, когда похолодает, ситуация будет намного хуже».

Изменится ли в обозримом будущем ситуация к лучшему?

Рассчитывая на то, что москвичи к зиме привыкнут к новому порядку, Департамент транспорта демонстрирует добрую волю прислушаться к голосам недовольных и дает телефон горячей линии.

«Мой район» и другие столичные газеты сообщают жителям столицы, что «если из‑за реформы наземного транспорта в вашем районе стало меньше автобусов или они ходят с нарушением графика движения, сообщите об этом в «Московский транспорт».

Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 20 Сентября 2016
  • 1879
  • 0