Законодательство

Можно ли пандемию признать форс-мажором?

  • 21 Апреля 2020
  • 1045
  • 0
  • 30
Юридическая служба ТИАП.РУ

Разъясняем, в каких случаях перевозчик имеет право на невыполнение своих обязательств из-за эпидемии COVID-19.


Многие компании, в том числе и транспортные, сейчас столкнулись со сложностями на фоне эпидемии COVID-19 в России. Их руководителей интересует, могут ли они снизить свои потери, в том числе путём приостановки своих обязательств (исполнения договора или контракта по перевозкам) путём признания факта наступления форс-мажорных обстоятельств.

Сегодня Верховный суд (ВС) выпустил разъяснения по многим вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства на фоне распространения коронавируса. ВС разъяснил, что эпидемия COVID-19 может быть признана обстоятельством непреодолимой силы и может освободить от ответственности за неисполнение обязательств в том случае, если должник докажет, что принял все необходимые меры для разрешения ситуации.

В ВС отметили, что признание распространения коронавируса обстоятельством непреодолимой силы зависит от конкретных параметров ситуации. При принятии решения суд определит, могла ли сторона избежать последствий эпидемии, установит причинно-следственную связь между невыполнением обязательств и распространением инфекции, а также мерами, которые принимают власти для ограничения её распространения. В частности, это касается передвижения транспорта и приостановления деятельности предприятий.

Отмечается также, что отсутствие у должника необходимых денежных средств является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств лишь в случае, если оно вызвано установленными ограничительными мерами (запретом определённой деятельности, установлением режима самоизоляции и т.д.).

Верховный суд уточняет, что от ответственности могут быть освобождены лишь разумные и осмотрительные участники гражданского оборота, осуществляющие аналогичную с должником деятельность, которые не могли бы избежать неблагоприятных финансовых последствий, вызванных ограничительными мерами.

Важное замечание касается дальнейших действий после признания факта форс-мажора. ВС отмечает, что наступление обстоятельств непреодолимой силой не прекращает само по себе обязательство должника, если исполнение остаётся возможным после снятия ограничений.

«Кредитор не лишён права отказаться от договора, если вследствие просрочки, объективно возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении. При этом должник не отвечает перед кредитором за убытки, причинённые просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы», — уточняется в обзоре Верховного суда.

Высший судебный орган РФ также пояснил, что эпидемия или введённые властями ограничительные меры могут быть основанием для изменения и расторжения договоров, если иное не предусмотрено договором и не вытекает из его существа. При этом изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств по требованию одной из сторон возможно лишь «в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечёт для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на изменённых судом условиях».


Понравилась ли Вам статья?

Нравится30
  • 21 Апреля 2020
  • 1045
  • 0
Юридическая служба ТИАП.РУ