Законодательство

Такси на выделенной полосе: ехать или не ехать?

  • 13 Октября 2016
  • 975
  • 0
Ермакова Ольга

Депутат от ЛДПР предложил пресечь выставление штрафов на таксомоторы за «выделенку».


По закону право передвижения по выделенным полосам имеют лишь автомобили такси, имеющие разрешение на осуществление таксомоторной деятельности, независимо от цветовой гаммы кузова и государственного регистрационного знака [1].

На практике действие закона не до конца отлажено. Например, в Москве часть легальных такси не могут пользоваться выделенными полосами — вопреки предписанию закона они получают штраф. По какому принципу одним водителям такси доступно движение по автобусной полосе, а другим нет?

Выставлять штраф владельцу транспортного средства или нет — решает московская автоматизированная информационная система «Таксомотор», в которую должны заноситься данные обо всех официальных такси Москвы и Московской области [3]. Проблема с неправомерным выставлением штрафа, скорее всего, заключается в неотлаженном механизме формировании данного реестра. Отчасти это можно объяснить сложностями в обмене информацией между транспортными ведомствами Москвы и Московской области. Из-за неполной фиксации данных, которые получает Дептранс Москвы от Минтранса МО, управления договорились о совместной доработке системы. Однако столичным таксистам тоже приходят штрафы, и этому факту никакого рационального объяснения нет. Зачастую специалисты ГИБДД указывают на отсутствие доказательств нахождения пассажира в машине на момент фотофиксации, хотя в ПДД таких условий не прописано.

В других городах России, водители такси также с опаской заезжают на выделенные полосы и периодически все же получают штрафы. Если в Москве корень проблемы в некоторой степени заключается в формировании базы легальных таксистов, то, например, в Череповце таковой базы в принципе нет, и поэтому водителям такси приходится в частном порядке оспаривать каждое постановление о штрафе. В Тюмени штрафуют исключительно владельцев такси с простыми «белыми» номерами. Пресс-служба ГИБДД по Тюменской области разъясняет сложившуюся ситуацию тем, что якобы ПДД дают право движения по автобусной полосе лишь таксомоторам с жёлтыми регистрационными номерами, хотя это неверно.

Все таксисты, вне зависимости от региона пребывания могут обжаловать полученные штрафы, хотя на практике есть случаи отказа в отмене постановления о штрафе. Для водителей такси в любом случае такие сложности сопряжены с потерянным временем и недополученной прибылью.

Помимо регулярного транспорта, такси и велосипедистов специальной полосой могут пользоваться и водители машин всех экстренных служб — скорой медицинской помощи, пожарной охраны, полиции, если они выполняют неотложное служебное задание (и соответственно включают проблесковые маячки) [2]. И, конечно, эти службы пользуются таким правом, хотя зачастую также получают штрафы. Почему? К сожалению, системы автофиксации не в состоянии распознать включённые проблесковые маячки. Таким образом, проблема неправомерного выставления штрафов касается не только таксомоторов.

С целью разрешить сложившуюся ситуацию, зампредседателя фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Евгеньевич Нилов внёс в парламент проект поправок к ст. 12.17 КоАП РФ [4]. Сейчас действует редакция, в которой указано, что выезд на полосу движения маршрутных ТС наказывается штрафом 3 тыс. руб. в Москве и Петербурге и 1,5 тыс. руб. — в других городах России. Ярослав Евгеньевич предлагает добавить ремарку: штрафы не должны выставляться собственникам такси, автомобилей «скорой», оперативных служб и школьных автобусов.


  • 13 Октября 2016
  • 975
  • 0
Ермакова Ольга