Законодательство

Транспортный налог в России: особенности

  • 06 Апреля 2017
  • 907
  • 0
Ермакова Ольга

Кто и сколько должен платить и на что расходуются собранные средства?

Транспортный налог взимается с собственников зарегистрированных транспортных средств (ТС) — легковых и грузовых машин, автобусов, самолётов, а также мотоциклов, мотороллеров, снегоходов, катеров и гидроциклов и т. д.

Правовые основы данного регионального налога регламентируются главой 28 Налогового кодекса РФ (НК РФ) [1]. Там определены налогоплательщики, объекты налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, пределы налоговых ставок и порядок расчёта налога. Ставки налога, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы определяют непосредственно органы законодательной власти субъектов РФ.

Налоговая база

Налоговая база по транспортному налогу вычисляется различными способами в зависимости от вида ТС:

  • как мощность двигателя в лошадиных силах (для автомобильного транспорта);
  • как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (для воздушного транспорта);
  • как валовая вместимость в регистровых тоннах (для водного несамоходного транспорта);
  • как единица транспортного средства (в остальных случаях).

Ставка

Налоговые ставки по транспортному налогу определены статьёй 361 НК РФ [1]. Однако на региональных уровнях могут быть установлены иные ставки, в пределах тех, что регламентированы НК РФ. Налоговые ставки устанавливаются в соответствии со способами, перечисленными выше. Ставки могут быть увеличены или уменьшены региональными властями, но не более чем в 10 раз. Ставки не могут быть уменьшены в отношении легковых авто с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно. Если субъект РФ не издал собственного закона, которым устанавливались бы ставки транспортного налога — то в этом регионе применяются значения, определённые п. 1 ст. 361 НК РФ.

Налоговый период

Налоговым периодом для этого налога признаётся календарный год. Отчётными периодами для юрлиц являются I, II и III кварталы.

Как узнать действующую ставку налога в своём регионе?

Региональные ставки налога можно уточнить на официальном сайте ФНС — после перехода на сайт нужно выбрать ваш регион.

Плательщики налога

Кто является плательщиками транспортного налога? К ним относятся лица, на которых в соответствии со ст. 357 НК РФ зарегистрированы ТС — физические лица, в том числе ИП, а также юридические лица. Налогоплательщики-организации расчитывают сумму налога самостоятельно. Налог для уплаты физлицами вычисляется непосредственно налоговыми органами.

На какие нужды регионы тратят собранные с помощью транспортного налога средства?

Распределение средств, собранных с помощью налога на ТС непосредственно муниципалитетом, регламентируется ст. 56 Бюджетного кодекса РФ [2]. Согласно данной статье, 100% средств от собранного транспортного налога зачисляются в бюджет региона, и им же распределяется на различные нужды по собственному усмотрению. Отследить какой объём средств перечисляется в региональные дорожные фонды довольно сложно. Зачастую сумма поступлений недостаточна для поддержания дорожной инфраструктуры в нормативном состоянии.

Почему предлагается отменить транспортный налог?

Последнее время всё чаще звучат предложения об упразднении транспортного налога. На чём основаны эти предложения? Прежде всего, налицо проблема избыточности платежей для автовладельцев. Владельцы ТС в РФ помимо транспортного налога уплачивают также и акциз на бензин, а водители большегрузов ещё и сбор в систему «Платон». Этот сбор, кстати, направлен на компенсацию вреда, наносимого федеральным дорогам большегрузами, чей вес превышает 12 т. Таким образом, все эти сборы призваны пополнять дорожные фонды РФ, то есть цель у них одна.

Государство старается снижать финансовое бремя владельцев большегрузных ТС. В начале 2017 г. стало известно, что транспортный налог для таких водителей может быть сокращён на сумму оплаченного ими «Платона». Однако из регионов поступает информация о том, что в отделениях ФНС нет документальных обоснований такого возмещения. Например, в нижегородском отделении Объединения перевозчиков России (ОПР) утверждают, что ни одному дальнобойщику из этого региона не удалось получить налоговый вычет на сумму транспортного налога. Более того, в ОПР отмечают, что если бы такая возможность была, то серьёзной экономии добиться всё равно не удалось бы. По словам координатора ОПР Алексея Лазарева, сумма транспортного налога для большегрузов колеблется на отметке 50 тыс. руб. в год. При этом годовая оплата по системе «Платон» за год легко может сложиться в сумму около 400 тыс., то есть такой налоговый вычет позволит дальнобойщикам сэкономить менее десятой части сборов в систему «Платон», что и правда не так много.

Понизить нагрузку на автовладельцев, улучшить собираемость сборов в дорожный фонд, а также сделать платежи более адресными предлагают депутаты Госдумы. Таких целей планируется достичь с помощью отмены транспортного налога. Выпадающие доходы бюджета чиновники предлагают компенсировать за счёт повышения акцизов на топливо. В основе законопроекта заложен простой принцип: кто больше ездит — тот и должен платить больше. От заправки машины отказаться не сможет ни один водитель, что делает сборы по акцизам стопроцентными.

Сборов много, а дороги разбитые. Почему?

Главная проблема здесь скорее не в избыточности платежей, а в распределении собранных средств. К сожалению, законодательно не регламентировано, что сборы по транспортному налогу должны использоваться исключительно в целях улучшения объектов дорожной инфраструктуры. Большая часть дорог в России по-прежнему находится в ненадлежащем состоянии и одной из причин этого упущения является нецелевое использование средств, собранных по профильным налогам и сборам.

  • 06 Апреля 2017
  • 907
  • 0
Ермакова Ольга