Законодательство

В Санкт-Петербурге игнорируют закон постоплаты эвакуации

  • 28 Октября 2016
  • 1344
  • 0

С того момента, как владельцев неправильно припаркованных автомобилей обязали самостоятельно оплачивать услуги эвакуатора и штрафстоянки, тема эвакуации стала одной из самых болезненных для водителей и организаций, собирающих деньги. Интересы обеих сторон постоянно пересекаются, а решают споры не в пользу первых.

Так произошло и с законом постоплаты эвакуации и хранения автомобиля на штрафстоянке. Новый порядок, согласно которому автовладелец может забрать машину до оплаты услуг эвакуаторщиков, начал действовать еще с 1 сентября текущего года.

Однако по факту не все специализированные стоянки возвращают машину без оплаты квитанций. В частности, петербургские автомобилисты по-прежнему вынуждены жить по старому Постановлению. На каком основании – не ясно.

«Принципиально изменилось то, что в новом законе четко прописали: при предъявлении документов возврат автомобиля владельцам осуществляется «незамедлительно после устранения причины их задержания».

Но в Петербурге просят сперва оплатить эвакуатор и стоянку, а потом возвращают машину. Так действуют, потому что всех все устраивает. Теоретически можно начать судиться и требовать возврат ТС до оплаты услуг, но в конечно итоге это будет дороже для автомобилистов, поскольку за время разбирательств набежит немалая сумма за хранение авто», - комментирует Александр Холодов, член координационного совета организации по защите прав автомобилистов «Свобода Выбора».

Почему же так принципиален вопрос порядка оплаты эвакуации? Изначально документ разрабатывался с целью хоть частично защитить интересы автовладельцев. Дело в том, что отсрочка платежа на 70 дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа (10 дней дается гражданину на оспаривание решения инспектора, еще 60 дней – на уплату штрафа) является для многих хорошим подспорьем в решении организационных моментов.


К примеру, система постоплаты облегчит положение иногородних водителей или тех, кто не может сразу заплатить 2700 рублей за эвакуатор, 3000 рублей штраф за неправильную парковку и еще несколько сотен рублей за место на штрафстоянке. Помимо этого, такой порядок упрощает процедуру оспаривания нарушения, когда автовладелец считает эвакуацию неправомерной. Ведь в этом случае водителю не придется тратить время на возврат уже уплаченных денег.

Но людям, замешанным в «эвакуаторном» бизнесе, новый порядок невыгоден. По оценкам специалистов, при признании процедуры постоплаты в Петербурге добровольная собираемость средств за услуги эвакуатора и штрафстоянки составит не более 15%. В Москве тоже опасались такого поворота событий. Еще на стадии обсуждения законопроекта столичный департамент транспорта выступал против новшества. Свою позицию они объясняли тем, что это резко снизит сборы эвакуаторщиков и им придется заниматься «выбиванием» денег с автомобилистов.

Правда, на деле все оказалось куда радужнее: автовладельцам пообещали скидку в размере 25%, если те заберут машину после оплаты всех квитанций. В результатежелание сэкономить положительно сказалось на денежных сборах.

В свое время подобным образом «выстрелила» 50-процентная скидка при оперативной оплате штрафа за нарушение ПДД. Своеобразный «дисконт» настолько пришелся по нраву автомобилистам, что собираемость штрафов выросла за год почти на 60%.

Виктор Курило, заместитель председателя общественного совета ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и ЛО: «Проблема в том, что услуги эвакуаторщиков и штрафстоянок находятся в частных руках, поэтому на автомобилистах откровенно зарабатывают.

Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков предлагает, чтобы эти сборывернули в государственные органы.

Было бы правильно рассмотреть этот вопрос на уровне города. Также нужно внести поправки в методику расчета услуг эвакуатора для конкретных автомобилей. На мой взгляд, цена должна зависеть от габаритов машины».


Сейчас эвакуаторщики могут заработать неплохую сумму денег за смену и с помощью нового способа «развода» автомобилистов. В прошлом году у водителей появился шанс отделаться только штрафом и забрать машину, пока эвакуатор не начал движение.

Теперь инспектор ГИБДД обязан дождаться, пока ТС встанет на платформу и егоначнут перемещать.

По словам зампреда Петербургского и Ленинградского областного отделения ВОА Виктора Михайлина, по прошествии 1,5 месяцев действия системы постоплаты в Северной столице изменений никаких не произошло. Многие водители даже не в курсе, что такая преференция прописана в КоАПе. От автомобилистов продолжают поступать жалобы на вымогательство денег со стороны штрафстоянок.

Однако пока что петербуржцы находятся в затруднительном положении: требовать соблюдение Федерального закона можно, но накладно для них же самих. В итоге приходится идти на поводу у недобросовестных организаций, руководствующихся предписанием устаревшего регионального закона.

Это сделали для соблюдения прав автомобилистов, которые могут забрать свою машину, даже если она стоит на погрузчике, но тот еще не тронулся с места. Водители эвакуаторов пошли дальше и, начав движение, останавливаются через 50 метров, чтобы разобраться с автовладельцем «на месте» за определенную цену, минуя официальные квитанции. Порядок постоплаты им также будет не выгоден, поскольку многие автомобилисты предпочтут отложить решение этой проблемы.


Александр Холодов уже обратился с заявлением в городскую Прокуратуру с требованием устранить эту несправедливость. Бумагу направили в правительство Петербурга. Ответ пришел из аппарата вице-губернатора Игоря Албина, и в нем говорится, что с проблемой начнут разбираться. Только, как уверяет защитник прав автомобилистов, процедура эта будет не быстрой.

Сейчас городу нужно проработать тарифы и, возможно, скидки для тех, кто решит забрать машину после оплаты всех квитанций. Учитывая все эти факторы, система постоплаты эвакуации заработает в Санкт-Петербурге не раньше, чем с 2017 года.

  • 28 Октября 2016
  • 1344
  • 0