Экономика

Что даст либерализация ОСАГО?

  • 25 Июня 2018
  • 539
  • 0
  • 00
Ермакова Ольга

Согласно прогнозу РАНХиГС, реформа ОСАГО позволит снизить стоимость полисов для аккуратных водителей.

На фоне растущей убыточности работы системы ОСАГО для страховых компаний единственным выходом из сложившегося в отрасли кризиса является либерализация. Такой вывод сделала Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте России (РАНХиГС), которая провела масштабное исследование «Влияние тарифов ОСАГО на развитие рынка автострахования». В РАНХиГС отмечают, что если либерализации не произойдёт, то повышение тарифов на ОСАГО для всех водителей просто неизбежно.

Единственной альтернативой этому, считают эксперты, является постепенное введение свободных тарифов, позволяющее повысить премию для реально убыточных сегментов и сохранить её для остальных водителей. Так, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), около 83% водителей имеют положительную историю страхования. Выходит, что большинству автовладельцев приходится платить за полисы больше из-за всего лишь 20% водителей.

Либерализация тарифов позволит сделать стоимость полисов более справедливыми в зависимости от поведения водителей, что создаст реальную заинтересованность участников дорожного движения в снижении аварийности, считают в РАНХиГС.

По словам автора исследования, доктора экономических наук, завкафедры факультета финансового и банковского дела РАНХиГС Константина Корищенко, действующие сейчас методы вычисления стоимости полиса не дают особых привилегий аккуратным водителям. В частности, сейчас водители дифференцируются только по двум параметрам — коэффициент бонус-малус (КБМ) и стаж водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС). Соответственно, разница в стоимости полиса ОСАГО для «хороших» и «плохих» водителей не очень значительна.

По мнению эксперта, в данный момент действующие ограничения по максимальной премии также не позволяют установить справедливый тариф. А если тарифы либерализуют, страховые компании смогут использовать дополнительные параметры для оценки потенциальной аварийности водителя, включая манеру вождения, характер использования ТС и так далее, что должно привести к большей дифференциации. «Тогда «хорошие» водители будут платить меньше, чем сейчас, «плохие» — больше, при этом средняя премия либо не изменится, либо снизится», — отмечает Корищенко.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) считают, что свободное тарифообразование позволит устанавливать цену для каждого водителя индивидуально, что изменит ситуацию, когда и молодые, и опытные водители платят усреднённую и примерно одинаковую цену.

При этом российские водители с каждым годом всё больше поддерживают идею либерализации тарифов. Анализ, проведённый исследовательским холдингом «Ромир» в ноябре 2017-го показал, что 58% россиян поддерживают либерализацию сферы ОСАГО. По результатам, полученным в начале июня 2018 года уже 59% автомобилистов «за» либерализацию.

Напомним, что достигнуть стабильности на рынке ОСАГО Центробанку пока не удалось. Сейчас принято решение о серьёзной реформе, которая произойдёт за ближайшую пару лет.


Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 25 Июня 2018
  • 539
  • 0
Ермакова Ольга