Экономика

ФАС оценила уровень конкуренции на рынке стивидоров

  • 27 Сентября 2017
  • 236
  • 0
Ермакова Ольга

ФАС привела аналитическую базу, по которой она планирует в дальнейшем оценивать конкуренцию в отрасли.

Антимонопольная служба по поручению вице-премьера Аркадия Владимировича Дворковича подготовила проект справки-доклада о состоянии конкуренции в морских портах РФ за 2015–2017 гг.

ФАС систематизировала перечень критериев, по которым она намерена оценивать уровень конкуренции на рынке стивидоров, и сделала вывод, что в целом этот уровень низкий. Один из крупнейших стивидоров — UCLH уже назвал данный проект ведомства «набором спорных допущений и исключений», а выводы «абсурдными».

Подготовка данного документа связана со спором между ФАС и крупнейшими стивидорами о том, как нужно дерегулировать отрасль и, в частности, выводить конкретные порты и терминалы из списка естественных монополий. В августе Ассоциация морских торговых портов направила в ФАС и Минэкономики письмо, в котором отметила, что в результате ввода новых портовых мощностей в 2012–2016 гг. «по состоянию на 2017 г. на рынке сложилась фактическая конкуренция».

В ФАС с этим суждением не согласны. Как сообщил советник главы службы Павел Викторович Шпилевой, в результате анализа ограниченная конкуренция обнаружена на рынке перевалки чёрных металлов, минимальная — по зерну, средняя — по перевалке нефтепродуктов, а в некоторых сегментах она вовсе отсутствует.

При анализе отрасли ФАС учитывала вид грузов, отдельно выделяя кэптивные порты, оценивая условия доставки грузов в порт и его глубоководность. Кроме того, служба учитывала, на какие средства построена инфраструктура.

Географические границы рынка ФАС интерпретировала в соответствии с законом как границы порта. «Если гипотетически предположить, что это морской бассейн, получается, что у нас 1–2 участника рынка. И либо это монополия, либо коллективное доминирование», — говорит Шпилевой. По его словам, ФАС будет делать вывод о наличии конкуренции, если у потребителя с учётом вышеперечисленных критериев есть реальная возможность выбора порта перевалки. Проект доклада антимонопольная служба обсудит с участниками рынка на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей.

В крупной стивидорной компании UCL Holding заявили, что материал ФАС не является полноценным анализом уровня конкуренции. Кроме того, там отметили, что как показывает судебная практика, доклад ФАС отражает «ошибочную точку зрения некоторых руководителей ведомства» по определению границ рынка отдельно взятым портом, а также игнорирует наличие конкуренции между мелководными и глубоководными портами при перевалке зерна в Азово-Черноморском бассейне, регулярную обработку кэптивными операторами грузов сторонних клиентов, возможность универсальными стивидорными компаниями изменять структуру переваливаемых грузов и т. д.

За последние два года на рост стоимости перевалки в ФАС жаловались «Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», «Башнефть» и «Русснефть». На отсутствие конкуренции в отрасли указывали и другие грузоотправители, преимущественно из числа тех, которые не владеют портами.

  • 27 Сентября 2017
  • 236
  • 0
Ермакова Ольга