Экономика

Гражданской авиации России 95 лет

  • 09 Февраля 2018
  • 905
  • 0
  • 00
Ермакова Ольга

О том, чем сейчас «живёт» российская авиация, рассказал замминистра транспорта РФ Александр Юрчик.

В интервью изданию «Транспорт России» Александр Алексеевич Юрчик (бывший руководитель Росавиации) рассказал об основных авиационных трендах, сложностях и планах развития.

Рост очевиден

По мнению Александра Алексеевича, гражданская авиация развивается динамично и последовательно. Ежегодно увеличивается доля авиаперевозок в транспортном сегменте экономики. По расчётам ИАТА, к 2035 году мировые объёмы ежегодных авиаперевозок увеличатся в два раза и достигнут 7,5 млрд человек (фактически сравняются с населением планеты). Одна из главных причин этому — общемировой тренд по удешевлению перелётов. За последние двадцать лет средняя стоимость авиаперевозок уменьшилась на 60%. В России эта тенденция также заметна: за последний год средний авиатариф у нас снизился на 4─4,2%.

Дороговизна авиабилетов — миф

Замминистра транспорта отметил, что мнение о том, что билеты на самолёт непомерно дорогие не соответствует действительности. Да, случаются кризисные периоды в моменты падения рубля — резко, но не пропорционально поднимаются цены на международные перевозки, отметил Александр Алексеевич. Да, далеко не все социальные группы россиян могут позволить себе регулярные перелёты. Но здесь необходимо понять: влияет ли на это только авиаотрасль или уровень доходов населения также играет существенную роль?

К тому же авиакомпании работают на открытом рынке, тарифы эксплуатантов выстраиваются на основе мирового рыночного механизма — спроса и предложения. Но есть и другие рыночные факторы, определяющие ценовую политику — они объединены понятием «себестоимость» (цена владения воздушным судном, зарплаты персоналу, аэропортовые и аэронавигационные сборы и стоимость ГСМ). При этом значительная часть этого перечня привязана к доллару.

Растёт и стоимость авиатоплива. Причём когда мировые цены на ГСМ поднимаются, российские производители поддерживают эту тенденцию, но если стоимость авиакеросина на мировых биржах проседает — отечественные тарифы остаются неизменными. «Всё это сильно бьёт по эксплуатантам. Отсюда риторический вопрос: имеются ли экономические основания у нас с вами ожидать, что себестоимость перевозок и, следовательно, тарифы в ожидаемой перспективе снизятся? Казалось бы, ситуация патовая. Но мы находим решения», — заметил Юрчик.

Лоукостеры делают полёты доступнее

Одним из перспективных механизмов снижения ценовой нагрузки на потребителей авиауслуг, по мнению Александра Алексеевича, является лоукост. В этом сегменте сейчас активно работает «дочка» Аэрофлота — авиакомпания «Победа». Предложение лоукостера оказалось очень востребованным. «Победа» по итогам 10 месяцев 2017 г. стала седьмым российским авиаперевозчиком по числу перевезённых пассажиров. При этом порядка 12% из них полетели впервые.

Беспилотники — это и проблема и перспективное направление

Беспилотные технологии активно завоёвывают пространство транспортного сегмента экономики во всем мире. Юрчик считает, что создавать для беспилотников отдельные трассы, зоны полётов непродуктивно и бесперспективно. Абсолютно ясно, что пилотируемая и беспилотная авиация будет поначалу сосуществовать. Но затем беспилотные технологии окажутся вне конкуренции. Поэтому необходимо разрабатывать соответствующие правила. Среди основных задач, снижающих уровень риска применения беспилотников в неправовом поле, — это идентификация воздушного судна, её владельца и лица, ответственного за возможно причинённый беспилотником ущерб. Решение одно — регистрационный механизм. Но он станет работать лишь в том случае, если владельцы БЛА придут к пониманию, что законопослушание выгодно. Именно такое представление должна культивировать в сознании наших граждан создаваемая в этом сегменте нормативно–правовая конструкция.

Не допустить рецидив

В конце ушедшего года остро встала проблема банкротства авиакомпаний. Прекратил своё существование перевозчик «ВИМ-Авиа». Александр Алексеевич рассказал о том, что нужно сделать, чтобы не допустить повторения такой ситуации в будущем.

Авиакомпании — это коммерческие предприятия, они работают в рыночных условиях, а значит, не застрахованы от банкротств. Важно выявлять предкризисные ситуации, пока этого не произошло. Механизм, позволяющий решать эту проблему, предусмотрен планом мероприятий, который одобрен Правительственной комиссией по транспорту.

Согласно этому плану, может быть введена процедура ограничения действия сертификата эксплуатанта в случае ухудшения основных финансово–экономических и технологических показателей деятельности авиаперевозчиков и системы управления деятельностью, влияющих на безопасность полётов, права потребителей.

Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 09 Февраля 2018
  • 905
  • 0
Ермакова Ольга