Экономика

Как изменится российский рынок такси к 2025 году?

  • 17 Апреля 2019
  • 1000
  • 0
  • 20
Ермакова Ольга

Компания Boston Consulting Group (BCG) составила прогноз развития таксомоторной сферы в России.

Отечественная таксомоторная отрасль раньше остальных сфер бизнеса столкнулась с переделом рынка из-за активной цифровизации. Быстрое развитие агрегаторов такси в России продиктовано в первую очередь отсутствием серьёзных регулятивных ограничений — таких, какие встречались на пути такси-сервисов за рубежом.

Формированию «крепкого» внутреннего рынка агрегаторов способствовало наличие сильных национальных игроков, таких как «Яндекс.Такси», который не позволил своему американскому конкуренту Uber захватить рынок — их противостояние закончилось слиянием бизнесов на территории РФ и ближайших стран СНГ. Кроме того, «на руку» цифровым компаниям играет развитость интернета в нашей стране.

Агрегаторы такси серьёзно изменили рынок: традиционные таксопарки ослабли и попали под контроль IT-компаний. Однако есть и плюсы цифровизации отрасли. Так, благодаря более эффективной загрузке автомобилей в крупных городах России значительно снизилось время подачи машин такси, кроме того, уменьшилась и цена самих поездок.

Что же будет дальше? По мнению экспертов международной консалтинговой компании BCG, доля рынка, принадлежащая агрегаторам такси, будет расти. Сейчас агрегаторы занимают не очень большую часть российского рынка. Так, по данным аналитического центра при Правительстве РФ (по состоянию на июнь 2017 года), доля всего рынка такси, приходящаяся на агрегаторов, составляет 32,8%.

Оставшаяся часть рынка (67,2%) работает по старой бизнес-модели, по которой приём заказов осуществляется операторами по телефону. В аналитическом центре при Правительстве прогнозируют, что в 2021 году доля офлайн-такси и теневого сектора сократится до 20%.

Пока активнее всего доли агрегаторов растут в крупных городах, однако в дальнейшем такая тенденция неизбежно будет проявляться и в небольших городах. Таково мнение партнёра и управляющего директора BCG Ивана Котова. Он считает, что в дальнейшем таксопарки, пока работающие по старой бизнес-модели, будут вынуждены подстраиваться под реалии рынка. Небольшие игроки начнут подключаться к агрегаторам такси. Средние и крупные компании будут пробовать создавать собственное программное обеспечение или вступать в партнёрство с технологическими компаниями, а также друг с другом.

Примером такой закономерности специалисты из BCG считают перестройку бизнеса компании «Ситимобил». Изначально «Ситимобил» была «классическим» таксопарком. Затем компания создала мобильное приложение, сохранив при этом возможность заказа такси по телефону. Однако более крупные технологические компании, такие как «Яндекс.Такси», Gett и Uber, масштабировались быстрее. Для повышения конкурентоспособности «Ситимобилю» был необходим партнёр. В 2018 году технологическим партнёром и инвестором компании стала Mail.ru Group, владеющая в настоящее время 26% акций компании. Такое сотрудничество принесло хорошие результаты — сейчас «Ситимобил» занимает второе место на московском рынке после «Яндекс.Такси».

В среднесрочной перспективе, до 2025 года ожидается продолжение концентрации рынка агрегаторов такси, которое началось с объединения «Яндекс.Такси» и Uber, а также RuTaxi и Fasten. Крупные игроки будут ещё плотнее работать с региональными властями для повышения безопасности и качества услуг и для более эффективного встраивания агрегаторов такси в систему общественного транспорта.

В долгосрочной перспективе райдшеринг ждёт переход на беспилотные такси. Аналитики BCG считают, что потенциальная высокая эффективность беспилотного такси сделает владение собственным автомобилем в большом городе нецелесообразным, в результате чего число транспортных средств на улицах может сократиться на 60%. Среди российских игроков ближе всего к созданию беспилотных такси приблизилась компания «Яндекс», которая работает над собственным беспилотником с 2016 года и в начале 2019 года представила его на выставке потребительской электроники CES в США.

Понравилась ли Вам статья?

Нравится20
  • 17 Апреля 2019
  • 1000
  • 0
Ермакова Ольга