Законодательство

Закон о такси. Идеи законодателей

  • 13 Апреля 2019
  • 2885
  • 0
  • 10
Ермакова Ольга

Изучаем пояснительную записку к законопроекту, реформирующему правовое регулирование сферы такси.


От анализа текущего законодательства таксомоторного рынка постепенно переходим к изучению инициативы, которая призвана в корне его изменить. Знакомство с законопроектом группы депутатов во главе с первым зампредом комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеславом Ивановичем Лысаковым начнём с анализа пояснительной записки. 

Этот документ позволяет без чтения громоздкого и сложного текста законопроекта понять цели инициативы, механизмы их достижения, а также ознакомиться с прогнозируемыми результатами изменений.

Цели законопроекта

Законодатели указывают на то, что система госрегулирования рынка легкового такси, установленная ранее Федеральным законом №69-ФЗ, «не в состоянии коренным образом повысить безопасность и качество перевозок по причине отставания нормативного регулирования от уровня развития отраслевых технологий и запросов общества».

К текущим проблемам отрасли депутаты относят рост аварийности с участием автомобилей, работающих в режиме «такси», расширение теневого сектора рынка, а также невозможность регионов осуществлять полноценный региональный госконтроль. В записке сообщается, что федеральное и региональное законодательство в сфере такси нуждается в приведении «в соответствие с современными экономическими реалиями».

Кроме того, указывается, что на российском рынке имеются «существенные различия в границах региональных рынков такси мегаполисов: при наличии большой концентрации такси в центральных частях города и вблизи крупных транспортных узлов не в полном объёме удовлетворён потребительский спрос в услугах на окраинах».

Ещё одной целью законопроекта является восполнение пробела правового регулирования, который возник с появлением на рынке такси «агрегаторов, осуществляющих коммуникацию фрахтовщиков и фрахтователей через IT-платформы».

Сообщается, что деятельность этих представителей бизнеса законодательно не урегулирована — понятия «агрегатор такси» нет ни в одном законе, «не установлены их права и обязанности, не определена их ответственность перед пассажиром». Тем временем сложившейся ситуацией «пользуются недобросовестные участники рынка».

«Появление современных технологий обострило проблемы теневого сектора, сформировало новые схемы ухода от ответственности за вред, причинённый пассажиру», — отмечают депутаты. Ряд компаний, позиционирующих себя как лизинговые компании с функцией агрегатора, получают на своё имя разрешения на деятельность такси на принадлежащие им транспортные средства. Затем автомобили вместе с разрешениями передаются в аренду физическим лицам, в том числе нелегальным мигрантам. При этом «в случаях ДТП компании-собственники автомобилей, отказываются возмещать пассажиру причиненный вред, ссылаясь на передачу автомобиля во владение другому лицу».

Отмечается, что «недобросовестные агрегаторы, передавая заказы лицам, не имеющим разрешения, способствуют формированию теневого сектора и не несут ответственности за организацию услуг ненадлежащего качества и наступление общественно опасных последствий». Негативным моментом также является то, что иностранные агрегаторы получают информацию о персональных данных и передвижения граждан РФ и хранят их за пределами России.

Предлагаемые механизмы решения проблем отрасли

Согласно пояснительной записке, законопроект вводит требования к агрегаторам, устанавливает особенности осуществления их деятельности, в том числе запрет передачи заявок лицам, не имеющим разрешения на деятельность такси. 

Документом закрепляется порядок и основания ответственности агрегаторов и перевозчиков за вред, причинённый жизни и здоровью пассажира. Устанавливается запрет передачи разрешений на деятельность такси третьим лицам с целью осуществления ими деятельности легкового такси.

Помимо этого, «законопроект определяет компетенцию органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, содержит общие положения, касающиеся организации деятельности уполномоченных органов исполнительной власти, их прав и обязанностей, порядка предоставления государственных услуг по выдаче разрешений и порядка осуществления государственного контроля».

Вводимые положения, по логике законодателей, «обеспечат создание прозрачной системы организации транспортного обслуживания населения легковым такси и государственного контроля (надзора) в этой сфере деятельности».

По мнению авторов инициативы, «с принятием законопроекта в РФ будут заложены современные основы для развития цивилизованного рынка таксомоторных услуг».

Более подробному анализу законопроекта будут посвящены наши следующие статьи. Напомним, что изменению законодательства в сфере такси ТИАП уделяет особое внимание, в связи с чем мы продолжаем наш цикл статей под названием «Закон о такси». Вот ссылки на предыдущие выпуски:

Проект закона о такси: сложности с терминами

Закон о такси. Как закладывались основы регулирования?

Закон о такси. Что принёс рынку 69-ФЗ?

Закон о такси. Чем недовольны таксисты?

Понравилась ли Вам статья?

Нравится10
  • 13 Апреля 2019
  • 2885
  • 0
Ермакова Ольга
  • Вы законопроект-то хоть читали? Если отбросить всю шелуху, он ничего!!!! не меняет в существующей криминальной практике такси. Вообще. От слова совсем.
  • Вы законопроект-то хоть читали? Если отбросить всю шелуху, он ничего!!!! не меняет в существующей криминальной практике такси. Вообще. От слова совсем.
  • Здравствуйте, Сергей! В данной статье анализируется пояснительная записка к законопроекту. Анализ текста Вы сможете прочитать в наших следующих статьях.
  • Здравствуйте, Сергей! В данной статье анализируется пояснительная записка к законопроекту. Анализ текста Вы сможете прочитать в наших следующих статьях.