Экономика

Нужна ли железнодорожной отрасли целевая модель рынка?

  • 16 Мая 2018
  • 330
  • 0
  • 00
Ермакова Ольга

Грузовые операторы разошлись во мнениях.

В феврале Минтранс обновил проект целевой модели рынка железнодорожных грузоперевозок. В частности, в нём предложено создание ряда организаций, которые должны сбалансировать сильное влияние ОАО «РЖД» на рынок, в том числе единой саморегулируемой организации операторов. Также в проекте ведомство пытается решить ряд проблем отрасли: дефицит вагонов, возникновение пробок, невывоз социальных грузов. Обновлённая ЦМР уже вызвала противоречивую реакцию участников рынка.

В конце марта газета «Ведомости» провела IX ежегодную конференции «Барьеры и точки роста для транспортной отрасли России: железнодорожный сектор». Основная дискуссия развернулась как раз вокруг принятия новой ЦМР.

Валерий Веремеев, заместитель гендиректора по стратегии и развитию Первой грузовой компании (ПГК) в ходе обсуждения проблемы отметил, что необходимо не ухудшать ситуацию на рынке оперирования вагонами и не вводить дополнительное ненужное регулирование. Вторым важным шагом, по его мнению, должно стать проведение эксперимента по развитию частных грузовых перевозчиков (к примеру, на 10–30 маршрутах).

Как заметил заместитель министра транспорта Алан Лушников, целевая модель рынка содержит основные направления развития ж/д отрасли до 2025 года. В ней описано, как должны взаимодействовать операторы, грузовладельцы и РЖД. «При этом там нет ответа на ряд вопросов. Например, можем ли мы завтра запустить частную тягу или нет? О чём может договориться бизнес, который хочет запустить частную тягу с РЖД, которая не хочет?», — сетовал чиновник.

При этом Лушников подчеркнул: Минтранс поддерживает операторов в том, что нужно двигаться в сторону конкуренции на рынке ж/д перевозок. Однако, перед этим нужно провести моделирование на независимой площадке.

Каждый из участников рынка — операторы, грузовладельцы и РЖД — имеет свой взгляд на нововведения, которые должны быть в целевой модели. ЦМР должна быть документом, где закреплены базовые основы взаимодействия всех участников рынка, а сегодня в этом документе явно просматривается крен в сторону регулирования и повышения прозрачности исключительно ОАО «РЖД», — пояснил директор по коммерческой деятельности ОАО «РЖД» Алексей Шило.

Директор по логистике грузоотправителя и оператора СУЭК Денис Илатовский считает, что новая ЦМР нужна «только, если она что-то улучшит». Это высказывание он аргументировал тем фактом, что отрасль эффективно работает без ЦМР уже 3 года. По его мнению, главная задача ЦМР — обеспечить стабильность и предсказуемость для грузоотправителей, операторов и РЖД. При этом «не стоит открывать ящик Пандоры»: создание приоритетов на сети недопустимо, отметил эксперт. Речь идёт о таких негативных факторах, как формирование эксклюзивных условий для конкретных компаний, искажение тарифов, сокращение локомотивной составляющей.

Рынку нужен простой документ, своего рода «конституция рынка», добавляет вице-президент НЛМК по логистике Сергей Лихарев. И главная её задача — дать внятный ответ на вопрос: «рынок или не рынок?». Во внесённом на рассмотрение правительства документе «этот ответ ещё менее ясный». Он также отметил, что на рынке должна быть конкуренция, «а у нас с этим очень сложно».

Замгендиректора по стратегии и развитию ПГК Валерий Веремеев отметил, что «решения должны быть взвешенными», так как ЦМР принимается на период до 2025 года. И они ни в коем случае не должны ухудшать ситуацию на рынке.

Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 16 Мая 2018
  • 330
  • 0
Ермакова Ольга