Экономика

Почему разваливаются авиакомпании?

  • 03 Октября 2017
  • 582
  • 0
  • 00
Ермакова Ольга

Партнёр международной консалтинговой компании Bain and Company Андрей Панов рассказал о ситуации на мировом авиарынке.

Авиакомпания «ВИМ-авиа» обанкротилась почти одновременно со вторым перевозчиком Германии Air Berlin, примерно в это же время разорилась пятая авиакомпания Великобритании Monarch. Истории этих компаний похожи между собой.

Monarch — крупнейший чартерный авиаперевозчик Великобритании, который прекратил свою деятельность в один момент. При этом более 100 тыс. пассажиров остались в других странах. Вывозить их будут британские власти, которые законтрактовали более 30 самолётов для перевозки своих граждан обратно на родину. Причём здесь, в отличие от ситуации, которую мы наблюдаем в России, имеют место упреждающие действия властей. В момент остановки операций сайт Агентства гражданской авиации начал объяснять пассажирам, что им нужно делать, где проверять информацию о предстоящих перелётах. И самое главное, необходимые самолёты для вывоза граждан были законтрактованы заранее, то есть авиационные власти работали с авиакомпанией, чтобы предотвратить панику и смягчить удар по пассажирам.

Причины разорения Air Berlin и «ВИМ-авиа» схожи. Колебания фунта, сокращение рынка из-за проблем в Египте и Турции и рост конкуренции за остальные чартерные направления. Существенное влияние оказало и давление со стороны лоукостов, в первую очередь Ryanair, которая в этом году с лёгкостью может стать лидирующей авиакомпанией Европы.

Ryanair, WizzAir, EasyJet и другие лоукостеры стали причиной разорения и Air Berlin, которая, иногда позиционировала себя как бюджетной авиакомпанией, хотя никогда таковой не была. В этом она похожа на российскую «ВИМ-авиа», которая последние годы активно работала в низшем ценовом сегменте, однако классическим лоукостером не была.

Почему её нельзя назвать лоукостером? Самая простая причина — это флот компании: шесть типов судов вместо одного. Из них ни одного воздушного судна, на котором летают Ryanair (Boeing 737-800 на 189 кресел), WizzAir (Airbus A320 на 180 кресел), EasyJet (Airbus A319 на 156 кресел) или «Победа» (Boeing 737-800 на 189 кресел). Средний возраст самолётов «ВИМ-авиа» — практически 20 лет — против 5,5 года у Ryanair или трёх лет у «Победы», что не позволяет использовать их со средней интенсивностью в 13–15 часов в день.

Именно эти факторы дают разрыв в стоимости перевозки одного кресла на 1 км в 20–30%. Получается, что такие авиакомпании имеют продукт хуже, чем у лоукостеров, при этом их затраты сравнимы с затратами премиальных компаний. Это несоответствие и губит авиакомпании.

По мнению Андрея Панова, в этой ситуации авиационным властям целесообразно продумать механизмы максимально безболезненной остановки авиакомпаний. Однако пока собственники авиакомпаний борются до последнего, а потом сбегают из страны, сделать это непросто.

Эксперт сомневается, что Росавиация способна преодолеть страхи собственников. Значит, необходим более тщательный контроль за финансовым состоянием авиакомпаний и новые определения среднесрочной финансовой состоятельности. Эта задача не так уж проста — довольно сложно отделить убыточные авиапредприятия от тех, которые с большой вероятностью обанкротятся в ближайшие три месяца и не будут спасены собственником. Но от того, насколько она будет успешно решена, зависит спокойствие пассажиров и процветание отрасли, резюмировал Панов.

Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 03 Октября 2017
  • 582
  • 0
Ермакова Ольга