Экономика

Покупка собственного авто: останется ли в будущем это актуально?

  • 10 Марта 2017
  • 1191
  • 0
  • 00
Ермакова Ольга

Если эпоха частного владения автомобилем пройдёт, то какие решения придут ему на смену?

Транспортная ситуация в городах меняется стремительно: всё больше машин на улицах, многочасовые пробки, отсутствие парковочных мест, введение платных зон парковки. Привычная схема, когда человек покупает машину и везде на ней ездит уже не для всех кажется оптимальной.

В единоличном использовании авто, конечно, есть свои недостатки. Начнём с начальных инвестиций: если вы покупаете новый автомобиль — это всегда значительные вложения, но с другой стороны лет на пять можно практически забыть о ремонте. Однако сразу при выезде из салона происходит потеря стоимости авто — примерно 10%. Это те деньги, которые уже вернуть не удастся. Если покупается автомобиль с рук — нужно быть морально готовым к дополнительным вложениям в его ремонт.

Двигаемся дальше. Для того чтобы в любой момент вы смогли воспользоваться автомобилем, он должен быть заправлен бензином, если требуется — отремонтирован, помыт. Помимо этого, машину нужно застраховать, оплатить налог, техническое обслуживание и т. д. Это немалые денежные и временные затраты. В некоторых случаях машина в городе — это скорее обуза: до работы доехать быстрее на метро — в итоге большую часть времени машина простаивает в ожидании, например, поездки загород.

Бесспорно, в ближайшее время владение личным автомобилем не отойдёт на второй план. Но совершенно очевидно, что очень скоро развитие получат и другие схемы пользования машиной. В будущем такие перемены вполне смогут повлиять и на образ жизни горожан.

Рассмотрим альтернативы владению автомобилем, которые в будущем, возможно, составят серьёзную конкуренцию единоличному использованию авто.

Каршеринг или краткосрочная аренда постепенно становится всё более популярной услугой. В столице работают уже несколько компаний —операторов каршеринга. Более того, крупнейшие автомобильные производители сейчас заинтересовались этой перспективной нишей, в которой всё ещё есть место для компаний. Производители авто прогнозируют, что масштабы личного владения автомобилем будут уменьшаться, и со временем может поменяться и сам характер этого владения. Разработка сервиса каршеринга сейчас проводится в General Motors, Daimler, Volvo, Toyota, Mercedes-Benz, Hyundai, Ford и других компаниях.

Для целей каршеринга автопроизводители уже придумали специальные технологии, облегчающие использование сервиса. Например, каршеринговые машины оборудуются системой открывания при помощи смартфона — электронным ключом. Сейчас это новшество используется исключительно в арендуемых машинах, но, вполне возможно, что в будущем такая система будет востребована и на обычных машинах.

В путешествиях на относительно длинные расстояния, когда в пункте «Б» вам понадобится машина — личный автомобиль пока ещё остаётся наиболее удачным вариантом по соотношению удобство-стоимость. Но сейчас развитие получила возможность удешевления таких путешествий — райдшеринг. Как это устроено? Водитель размещает объявление о своём путешествии и находит попутчиков. По окончании путешествия пассажиры делят с владельцем авто стоимость бензина. Как правило, сервис ограничивает размер вклада в расходы — он не может превышать реальную сумму затрат, понесённых водителем — он сам также покрывает часть расходов на поездку. При полной загрузке автомобиля использование сервиса может помочь сэкономить на топливе до 75%.

Сервисы поиска попутчиков уже давно популярны в Европе и США, ну а сейчас начинают развиваться и в России. Такие услуги у нас предлагают компании BlaBlaCar, BeepCar — на их сайтах или в приложениях пользователи могут выбрать попутчиков по их рейтингу, опыту вождения, отзывам, отношению к курению в салоне, перевозке животных и так далее. Таким образом, пассажиры могут найти машину с наиболее комфортными условиями поездки, а для владельца авто — это хороший способ сэкономить. Помимо этого, в России появились сервисы совместных регулярных поездок, такие как TwoGo или «Поехали вместе». С помощью таких сервисов люди, путь на работу которых совпадает, могут экономить на поездках, не теряя в комфорте.

О перечисленных альтернативах владению автомобилем в России уже многие знают, хотя далеко не каждый хоть раз ими пользовался. Следующие варианты вначале покажутся чересчур экзотичными для нашей страны, но кто знает, возможно, в обозримом будущем какой-то из них станет таким же привычным, как, скажем, такси.

Наверное, самый неожиданный способ — это покупка не конкретной машины, а марки. Такую схему придумала и реализовывает (пока единственная) компания Cadillac. Её суть в следующем: каждый месяц водитель платит определённую сумму и взамен получает доступ ко всем моделям марки. В оплату уже входят все затраты на налоги, страхование и техобслуживание. Для поездок на работу или редких вылазок на дачу водитель может взять кроссовер, а в путешествие поехать на внедорожнике.

Следующий вариант — сдача машины в краткосрочную аренду. Это работает аналогично сервису Airbnb, создавшему отдельную нишу в секторе аренды жилья, потеснив представителей гостиничного бизнеса — сервис предлагает услуги краткосрочной сдачи квартир в аренду. Раньше такой сценарий было сложно себе представить — а теперь это довольно популярная услуга, которая делает путешествия гораздо дешевле.

Возможно, также будет и с машинами. К примеру, вы улетаете на отдых, а тем временем ваш автомобиль сможет заработать для вас дополнительные деньги, согласитесь, это приятный бонус, ведь вы и не собирались её использовать в этот период.

Ещё одно неожиданное решение — совместное использования машины. Такую систему собирается предложить компания Nissan жителям Парижа. Её смысл заключается в покупке части автомобиля, при этом, он может принадлежать одновременно 3–5 человекам, которые смогут пользоваться им по очереди. Таким образом, если покупателей 5, то каждый из них сможет пользоваться машиной один рабочий день в неделю и один выходной в месяц. Создатели системы предлагают пользователям следить за графиком владения в интернете, а также закреплять за собой необходимые дни.

В итоге затраты на машину будут небольшими, так как делятся на всех участников программы. Такая система владения подойдёт тем, кто пользуется собственным авто не очень интенсивно, но не готов пересесть на общественный транспорт. В таком случае одного дня в неделю должно хватить на посещение супермаркета или поездок по делам.

Компания Nissan берёт на себя затраты на страхование, техобслуживание, однако есть и ограничения: в программе участвует всего одна модель автомобиля — Nissan Micra и её годовой пробег по системе совместного использования не может составлять более 15 тыс. км в год.

Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 10 Марта 2017
  • 1191
  • 0
Ермакова Ольга