Экономика

Суда стареют быстрее, чем строятся

  • 06 Октября 2017
  • 747
  • 0
  • 00
Ермакова Ольга

К 2050 году почти 70% российского речного флота придётся списать.

Внутренний водный транспорт России находится в плачевном состоянии — это признал ещё на президиуме Госсовета в августе 2016 г. президент Владимир Владимирович Путин. Хотя динамика обновления судов растёт, число выбывающих из строя существенно выше. Для сравнения: в 2000 г. общее число судов речного назначения достигало 20 тыс., сейчас их чуть больше 11 тыс. Средний возраст почти трети из них — более 40 лет, дальнейшая их эксплуатация небезопасна. По данным Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), только по возрасту к 2035 г. придётся списать 2737 судов, а до 2050 г. — ещё 6779. Построить необходимо, по предварительным оценкам ОСК, к 2035 г. — 1775 судов стоимостью 1,08 трлн руб., к 2050 г. — 4900 судов стоимостью 2,02 трлн руб.

Без государственной поддержки выполнить программу обновления флота трудно, отмечал на президиуме Госсовета министр транспорта Максим Юрьевич Соколов. По его словам, наиболее эффективным инструментом стимулирования отечественного судостроения является программа субсидирования кредитных ставок и лизинговых платежей при закупке судов. По ней до 2025 г. примерное финансирование со стороны государства может составить 368,69 млрд руб. К 2035 г. эти инвестиции принесут более 226 млрд руб. налогового эффекта, с 2026 г. обеспечат загрузку верфей за счёт финансирования из внебюджетных источников, а каждый рубль из бюджета обеспечит рост инвестиции в строительство практически в 5,5 раза. Он также отметил, что из-за сокращения пассажирских и грузовых перевозок замена всего флота может и не понадобиться. Правда, развитие маршрута «Шёлкового пути» (из Китая в Европу через Россию) может вернуть на Волгу 20–30 млн т грузов.

Грузы действительно придут, но через 10–15 лет северная часть страны всё равно может остаться без флота из-за выбытия, заметил профессор Всероссийской академии внешней торговли Андрей Моисеевич Голубчик. Компаниям невыгодно инвестировать во флот, который работает лишь 3–4 месяца в году, а его окупаемость превышает сроки эксплуатации. Единственное решение проблемы — это субсидии, но тех, которые сейчас предоставляются недостаточно. Наиболее острая проблема флота на Енисее, Волге и Лене, отметил Андрей Моисеевич.

В августе Минпромторг уже заявлял о дополнительной потребности в финансировании госпрограммы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 гг.», говорит представитель министерства. Однако это предложение не получило поддержки.

Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 06 Октября 2017
  • 747
  • 0
Ермакова Ольга