Экономика

Транспортное противостояние

  • 24 Ноября 2017
  • 165
  • 0
Ермакова Ольга

Все знают, что конкуренция для любого рынка — это положительный фактор, но как это явление сказывается на пассажирах?

На региональном рынке железнодорожный транспорт, несомненно, конкурирует с автотранспортным — у каждого есть свои плюсы и минусы: пассажир для себя их взвешивает и принимает решение. К преимуществам железной дороги можно отнести быстроту перемещения, однако точка прибытия электрички зачастую расположена не очень удобно, графики движения не всегда удобны. Автобусные маршруты более гибкие в это плане, однако и скорость движения за счёт частых остановок ниже, к тому же велик риск попасть в пробку, поэтому довольно сложно прогнозировать итоговое время прибытия.

Специфика работы

Конкуренция этих двух видов транспорта провоцирует непрерывное реформирование маршрутной сети и не всегда идёт на пользу пассажирам, считают эксперты. Давайте разберёмся, можно ли создать оптимальную систему пассажирских перевозок в регионе?

Конечно, автотранспортники и железнодорожники работают не на равных условиях. Железная дорога получает субсидии из бюджета — регионы компенсируют разницу между установленным тарифом и экономически обоснованным. На железной дороге для открытия или изменения маршрута нужно лишь желание и наличие провозных возможностей путей. Автобусным предприятиям же необходимо проходить сложные процедуры: изучать потребности населения, маршруты сонаправленного транспорта, факторы, влияющие на безопасность дорожного движения и т. д. Затем перевозчику предстоит поучаствовать в конкурсе на право обслуживания маршрута.

При этом если на пригородных маршрутах автотранспорта установлен предельный тариф, перевозчик, как и железная дорога, должен получать субсидию, однако на этом этапе в некоторых регионах возникают трудности. Например, в Свердловской области, по словам директора Северного автовокзала Екатеринбурга Сергея Ильяшенко, власти не проработали до конца необходимые процедуры при заключении госконтрактов. В результате автотранспортные компании иногда работают себе в убыток, из-за чего закрываются некоторые маршруты. В частности, это произошло в Красноуфимском районе, такая же ситуация назревает в Каменском.

Пассажир голосует рублём

Есть и другое мнение: в борьбе за пассажира выиграет тот, кто предложит более качественные услуги. На Урале автобусники в этом противостоянии явно проигрывают. К тому же в ближайшем будущем появятся двухэтажные поезда, а «Ласточки» соединят Екатеринбург с центрами соседних регионов.

Замначальника Свердловской железной дороги Алексей Гребенкин рассказывает, что ещё в 2010 г. из Екатеринбурга в ближайшие областные центры ходило 14 поездов. Они заполнялись на 70% и были рентабельны. Однако при реформировании эта маршрутная сеть стала убыточной и постепенно начала сокращаться. Теперь эти маршруты решены восстановить, сделав их более привлекательными за счёт «Ласточек»: восемь пар скоростных поездов премиум-класса свяжут Екатеринбург с Тюменью, Пермью, Челябинском и Курганом.

Не конкурировать, а работать совместно

Железнодорожники и автобусники могут не только соперничать, но и довольно эффективно сотрудничать. Свердловская область тому пример — с середины лета в Свердловской области запущено три мультимодальных маршрута: Екатеринбург-Шаля и дальше — до Сылвы, Рощи и Шамар. Как это работает? Автоперевозчики по согласованному расписанию доставляют пассажиров к станциям ко времени отхода поездов. Такой опыт оказался весьма удачным, поэтому его планируется применить и на других направлениях региона.

Конкуренция должна провоцировать на улучшения

Очевидно, что залог успеха деятельности, будь то автотранспортного предприятия или железной дороги — улучшение качества обслуживания. Необходимо тщательно анализировать потребности населения и «узкие» места в работе транспорта. Например, в Свердловской области железнодорожный транспорт имеет неудобные графики — некоторые поезда останавливаются излишне часто и надолго. В частности, фирменный поезд «Малахит» по этой причине прибывает в Екатеринбург через 12 минут после закрытия метро (неудивительно, этот рейс не пользуется спросом и с 10 декабря его решено отменить).

Есть проблемы и с инфраструктурой, рассматривая вновь Свердловскую область можно отметить, что, несмотря на ввод «Ласточек», не продуманы необходимые изменения инфраструктуры — такие поезда не приспособлены для имеющихся низких платформ. При этом стоимость высокой платформы примерно в 40 раз ниже стоимости электропоезда. То есть железная дорога нашла средства на приобретение поездов, но не проработала программу поэтапного перевода екатеринбургского узла на высокие платформы, недоумевает представитель совета потребителей РЖД Кирилл Янков. А ведь оснащение узлов высокими платформами не только сделало бы их более удобными для пассажиров, но и ускорило их посадку и высадку. Следовательно, сократилось бы время в пути и повысилась пропускная способность. Это, конечно, понимают в РЖД, поэтому модернизация платформ заложена в дальнейшие планы работ.


  • 24 Ноября 2017
  • 165
  • 0
Ермакова Ольга